20 февраля 2020 11:32

95 лет легендарному заводу

У знаменитого завода ОАО МТЗ ТРАНСМАШ юбилей – известному предприятию и его трудовому коллективу исполняется 95 лет. Появление завода в начале 20-х годов прошлого века ознаменовало начало конца монополии зарубежных производителей на тормозную продукцию для российских грузовых и пассажирских вагонов. Завод расширял производство, строился, воевал, а в наступившие мирные годы плодотворно работал. Эта страница посвящена главным вехам ОАО МТЗ ТРАНСМАШ на этом пути.

1921 год

С этим зданием на Лесной улице столицы Московский тормозной завод, а ныне ОАО МТЗ ТРАНСМАШ, связывают 95 лет. Официальной датой рождения предприятия считается 17 ноября 1921 года. В этот день Межведомственная сметная комиссия при Главметалле Высшего совета народного хозяйства утвердила его первую рабочую смету расходов. Пройдёт совсем немного времени, и коллектив рабочих, инженеров и конструкторов завода уже закончит подготовку к массовому выпуску тормозов отечественного производства. Впереди будут новые победы и испытания, но день рождения предприятия навсегда останется стартовой площадкой долгого пути к мировым высотам в тормозостроении. В разное время у руля предприятия стояли специалисты, чьи имена вошли в историю отечественного тормозостроения. Сегодня трудовой коллектив ОАО МТЗ ТРАНСМАШ возглавляет генеральный директор Николай Анатольевич Егоренков.


20-е годы XX века

В прошлом паровозный механик и машинист, самоучка-изобретатель Флорентий Пименович Казанцев, изобретатель первого отечественного автоматического тормоза, пришёл на завод с чертежами тормоза для пассажирского вагона. Их первую партию изготовили в 1922 году, а уже в 1925 году на испытаниях на Сурамском перевале тормоз Казанцева одержал победу над тормозной системой «Кунце-Кнорр» и иностранной монополии на производство тормозов в России был положен конец. Флорентий Пименович передал авторские права на своё изобретение в полную собственность государству. Его слава шагнула и далеко за пределы России. В прошлом веке в дни столетия паровоза в одном английском справочнике сочли нужным отдать дань не только своему великому соотечественнику, но и умельцу из России: «Англичанин Джордж Стефенсон дал человеку стального коня. Настоящие вожжи для укрощения этого стального чудовища впервые создал русский машинист Флорентий Казанцев».


30-е годы XX века

Путь в профессию Ивана Константиновича Матросова, 130-летие со дня рождения которого отмечалось в этом году, не был простым. Семь лет пролежало в архивах его первое изобретение. В 1926 году И.К. Матросов предложил новую систему автотормоза для грузовых поездов, принятого в 1931 году в качестве типового на железных дорогах страны. Иван Константинович являлся автором многочисленных изобретений, в частности в годы войны был разработан автоматический тормоз для санитарных поездов. За значительный вклад в успешную работу железнодорожного транспорта в предвоенный период и в годы войны И.К. Матросову было присвоено высокое звание генерала – директора тяги III ранга и присуждена Государственная премия. Иван Константинович проработал на заводе до последних дней жизни, отдавая любимому делу весь свой талант и знания.


1941-1945 годы

Война коснулась не только судеб рабочих завода – 250 заводчан ушли на фронт, многие из них погибли, – но и всего предприятия. Предприятие было переориентировано на выпуск военной продукции. В дни наступления врага на Москву было решено эвакуировать завод на станцию Шершня Южно-Уральской железной дороги. Лишь два цеха, изготавливавших боеприпасы, остались в столице: литейный и механический. Вся страна тогда жила одной целью, единым порывом: всё для фронта, всё для Победы! Все производственные мощности завода работали на Победу. Изготовленные здесь боеприпасы беспощадно разили врага и приближали его разгром. Скупые строки документов тех грозных лет красноречиво говорят о беспримерном подвиге заводчан.


1950-1980

В послевоенные годы перед железными дорогами страны встали новые задачи. На заводе разрабатываются и внедряются в серийное производство воздухораспределители для вагонов метро и думпкаров, ускорители экстренного торможения и другие приборы. В 1951 году на предприятии создается Специальное конструкторское бюро тормозостроения. В конце 50-х годов завод приступил к производству электропневматических тормозов для пассажирских поездов с локомотивной тягой, что существенно повысило безопасность движения. С 1951 по 1960 год на заводе было создано около 20 новых приборов, а в 70-х годах – воздухораспределитель 483 для грузовых вагонов, благодаря которому стало возможно вождение тяжеловесных составов. В последующие годы на предприятии начинает изготавливаться более совершенное электропневматическое оборудование с использованием микропроцессорной техники, что позволило повысить скорость и безопасность движения пассажирского и грузового подвижного состава.


2014 год

Успехи трудового коллектива, рабочих, конструкторов, руководства МТЗ ТРАНСМАШ отмечены на самом высоком уровне. В 2014 году компания стала лауреатом почётной премии Правительства РФ за успехи в обеспечении высокого качества продукции. Диплом лауреата за разработку и производство тормозного пневматического и электропневматического оборудования подвижного состава рельсового транспорта железных дорог и метрополитена генеральному директору ОАО МТЗ ТРАНСМАШ Николаю Анатольевичу Егоренкову вручил председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев. Сегодня ОАО МТЗ ТРАНСМАШ – это яркое и самобытное предприятие, которое производит около 300 наименований приборов и устройств тормозной техники. Около 80 наименований объектов новой техники в объёме установочных серий и опытных образцов проходят комплексные испытания на подвижном составе железных дорог. В будущее предприятие смотрит с оптимизмом, продолжая укреплять свои позиции как на российском, так и на зарубежном рынке.


2016 год

На берлинской выставке INNOTRANS 2016 ОАО МТЗ ТРАНСМАШ демонстрировало свои последние разработки. На предприятии завершается процесс создания тормозной системы грузового вагона, в полной мере соответствующей требованиям стандартов UIC. Её важнейшие компоненты – воздухораспределитель 278, датчик загрузки 278.800 и концевой кран 245 – экспонировались на стенде завода. Большой интерес у посетителей вызвали тормозной блок 420 и кран машиниста 345 для электропоезда ЭС2Г и ЭС2ГП («Ласточка»), а также модуль Е.315, являющийся самой компактной системой управления тормозами для грузовых и маневровых локомотивов в России, и система распределённого управления тормозами поезда (РУТП) для вождения поездов повышенного веса и длины. Большой интерес к продукции завода проявили специалисты ведущих компаний транспортного машиностроения и представители железных дорог, как отечественных, так и зарубежных. «Мы готовы всецело удовлетворять любую потребность, в первую очередь российских железных дорог, в новейшем тормозном оборудовании для обеспечения безопасности железнодорожного движения», – говорит генеральный директор ОАО МТЗ ТРАНСМАШ Н.А. Егоренков.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30