25 февраля 2020 18:36

Безвредная основа

Наномодифицированная смазка для рельсов экономична и экологична

Альтернативный метод лубрикации прошёл эксплуатационные испытания на Северо-Кавказской дороге.
«Новая система заключается в нанесении на боковую грань головки рельса многослойного наномодифицированного покрытия, состоящего из силового каракаса и антифрикционного слоя на основе полимерного композита», – пояснил профессор кафедры «Теоретическая механика» РГУПСа Павел Иваночкин на конференции «Механика и трибология транспортных систем», прошедшей в Ростове-на-Дону на прошлой неделе.

Традиционные смазочные материалы для лубрикации выполнены на основе углеводородов. Это отрицательно влияет на окружающую среду. Кроме того, нынешняя технология требует в зависимости от пропускаемого тоннажа обработки рельса в среднем каждые сутки, а новая – два раза в месяц.

Испытания проходили на перегоне Репная – Лихая в кривой радиусом 490 м и на перегоне Зверево – Сулин в многорадиусной кривой радиусом 511 м и 739 м. На это время применяемую сегодня систему лубрикации зоны контакта колесо – рельс приостановили. При расчёте интенсивности износа боковой поверхности головки рельса использовался учтённый пропущенный тоннаж.

Как рассказал «Гудку» главный инженер Лиховской дистанции пути Михаил Чернышенко, предложенный учёными метод лубрикации проявил себя хорошо. «Нанесённый слой продержался дольше используемой сегодня смазки, – отметил он. – Кроме того, по чётному пути перегона Каменская – Лихая мы не ставим лубрикацию только потому, что тяжеловесные поезда идут с песком и жидкий лубрикант будет притягивать песчинки, в результате на рельсах получится своеобразный наждак. А новой смазке, выполненной на твёрдой основе, песок не помеха».

По данным учёных, на перегоне Репная – Лихая повторное нанесение покрытия потребовалось через 21 день. На перегоне Зверево – Сулин интенсивность изнашивания была снижена в 7,5 раза.

Решается вопрос о дальнейших испытаниях нового метода лубрикации с использованием специализированного подвижного состава.

Учёные разрабатывают и принципиально новые смазочные материалы, в том числе на основе растительных масел. «Это уменьшит негативное экологическое воздействие, – пояснил профессор кафедры «Транспортные машины и триботехника» РГУПСа Игорь Майба. – Сегодня в мире ежегодно потребляется порядка 35 млн тонн смазочных материалов на нефтяной основе. Замена хотя бы части из них на смазки из кукурузного, рапсового и других масел благотворно скажется на окружающей среде».

Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону


Справка «Гудка»
Многослойное наномодифицированное антифрикционное покрытие для лубрикации рельсов разработала группа учёных под руководством академика РАН, президента Ростовского государственного университета путей сообщения Владимира Колесникова.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30