29 июля 2021 11:53

Повернули на Китай

По поводу того, успешно или нет Россия диверсифицирует свою внешнюю экономическую политику, налаживая отношения с Китаем и вообще с Азией, у политиков может быть разное мнение. Но в области железнодорожных перевозок поворот состоялся. Если сравнить результаты контейнерных перевозок за 9 месяцев 2015 и 2016 годов, то картина становится абсолютно ясной.

Из всех международных контейнерных перевозок, которые касаются России (экспорт, импорт, транзит), в прошлом году на долю китайских товаров приходилось 29%, а в этом – уже 36%. То есть каждый третий международный контейнер на российских железных дорогах – китайский.

В целом контейнерный импорт в Россию стагнирует (минус 0,5% за 9 месяцев 2016 года), но это не касается Китая. Доля импорта из Поднебесной выросла с 39% до 41%. Понятно, что при ослаблении курса рубля должен увеличиться экспорт. Так и произошло: если в прошлом году каждый пятый российский контейнер отправлялся в Китай, то теперь каждый четвёртый.

Но наиболее интересна ситуация с транзитом. Год назад доля китайских транзитных перевозок через Россию составляла 41%. Теперь выросла до 74%. И если общий транзит через Россию увеличился на 7%, то китайский – на 84%. И здесь можно отметить, что транзитные перевозки не зависят от спада или роста экономики России, они зависят от состояния других государств. Очевидно, что Китай целенаправленно развивает контейнерные перевозки через Россию. В обозримом будущем вариант транзита в обход России не просматривается, свидетельством чему стал «потерявшийся» в степях Казахстана этой зимой украинский контейнерный поезд. Но России со своей стороны нужно продолжать расширять пропускные способности. Китайское правительство развивает промышленность на западе страны, и это его политическое решение. А везти из этих регионов контейнеры выгоднее как раз через Россию.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31