16 декабря 2019 03:21

В Курске любят паровозы

У локомотивов на паровой тяге имеется немалый рыночный потенциал, нужны машинисты

Квалифицированные кадры, отвечающие всем современным требованиям, – основной актив любой компании. Для ОАО «РЖД» в силу масштаба задач, стоящих перед железнодорожниками, это актуально вдвойне.
Устройство такого локомотива понятно с первого взгляда даже новичку
Владислав Шевелёв и Александр Курзенков осваивают паровоз по зову души
Сегодня основная роль в подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров для ОАО «РЖД» принадлежит учебным центрам железных дорог, одними из подразделений которых ныне стали и дорожные технические школы. Ежегодно здесь обучается более 90 тыс. человек.

1 апреля 1943 года, меньше чем через два месяца после того, как Курск был освобождён от фашистов, здесь организовали дорожную техническую школу №3, в 2013-м преобразованную в Курское подразделение Московского учебного центра профессиональных квалификаций. Сегодня – это единственное на сети железных дорог место, где готовят машинистов… паровоза.
– Таковы потребности времени, – отвечает, видя наше недоумение, Юрий Денисов, руководитель Курского подразделения. – Так же, как в разгар Великой Отечественной, железным дорогам вновь понадобились машинисты паровозов. Только сегодня их задача обеспечивать не военные перевозки, а запросы рынка. Всё больше и в мире, и у нас в стране желающих проехаться в ретропоезде, который тянет за собой старинный локомотив.

Переподготовка машинистов тепловозов на паровозников началась в Курске ещё в 2007 году.
– Необходимый методический материал собирали, что называется, с миру по нитке, – продолжает Юрий Денисов. – С трудом отыскали рабочую программу подготовки машинистов паровозов 1982 года, переговорили с теми, кто когда-то сам сидел за правым крылом этих локомотивов. Устройство и управление паровозом преподавал тогда бывший машинист паровоза локомотивного депо Курск Константин Петрович Овчаров. Вскоре выпустили первую группу, в составе которой было 19 человек. После этого наступил перерыв в три года. А начиная с 2011 года данная работа носит планомерный характер: ежегодно выпускаем по одной группе машинистов паровозов. Всего за это время подготовили 183 машиниста для всех дорог европейской части России, а также Урала и Западной Сибири. С 2015 года начали подготовку помощников машинистов паровозов. Выпущено 24 человека. В настоящее время обучается ещё 23 человека. Устройство паровоза преподаёт Николай Адольфович Грудин, управление паровозом – Михаил Игоревич Кузнецов.

Отметим, что на предстоящий 2017 год ОАО «РЖД» уже планирует подготовить одну группу машинистов паровозов и две – их помощников.

Глубоко ошибаются те, кто думает, что вождению старинных локомотивов обучаются по старинке же. Курское подразделение расположено на площади 1,45 га, имеет три учебных и учебно-лабораторный корпуса, общежитие на 140 мест, два полигона. Хорошо оборудованные кабинеты, оснащённые современной техникой и наглядными пособиями лаборатории, компьютерные классы, библиотека и тренажёры полностью отвечают требованиям кадровой политики ОАО «РЖД». В кабинете информатики с помощью установленных обучающих и контролирующих компьютеров можно просмотреть любую учебную программу и получить после ознакомления с темой оценки в журнал.

В Курске наладили тесные связи со всеми, кто может оказать помощь в подготовке столь редких ныне специалистов. Один из адресов – музейно-производственный комплекс, находящийся на станции Подмосковная в Москве. Сюда учащиеся Курского подразделения, готовящиеся получить права управления паровозом, приезжают начиная с 2011 года. Руководитель практики – машинист-инструктор паровозной колонны эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича Иван Иванович Стовбун. Сам он может сидеть за контроллером и других типов локомотивов, работающих как на тепловой, так и электротяге. Но волею судеб этот мастер вождения, выросший в депо Узловая, в последние годы пересел на, казалось бы, оставленный в анналах истории паровоз. И не жалеет.
– Сегодня паровозная тяга вновь востребована, – рассказывает он. – Всё больше людей хотят проехаться в ретропоездах. Кто-то при этом вспоминает детство или юность – самый безоблачный период жизни. Кто-то ощущает новые эмоции. Вот и понадобились машинисты паровозов. Ветеранов-то, готовых управлять этими машинами, можно практически по пальцам пересчитать.

В ноябре в Подмосковную из Курска приехали пять человек. Все – молодые люди от 21 до 26 лет. Двое – Владислав Шевелёв и Александр Курзенков – из уже упоминавшегося депо имени Ильича. Остальные – Даниил Верзилов, Евгений Лузин и Ренат Гиззатулин – трудятся на Свердловской дороге: в Тюмени и Тобольске.
– У нас уже сейчас начали готовиться к предстоящему в 2017-м Дню Победы, – рассказывает один из тюменцев. – Предполагается, что там на этот раз в свой первый рейс отправится Поезд Памяти, который поведёт паровоз. Мы к этому времени уже получим права помощников машинистов паровозов. Надеюсь, что мне посчастливится принять участие в этой поездке.

В разговоре зашла речь и об именитых предшественниках нынешнего поколения железнодорожников. В числе тех, кем гордятся на Свердловской дороге и в Тюмени, в частности, ныне уже покойный Герой Социалистического Труда Виталий Фёдорович Соснин, прошедший машинистом паровоза Великую Отечественную войну и впоследствии выросший до заместителя министра путей сообщения СССР. На Московской дороге также чтят знатных машинистов. Кстати, стенд с портретами тех из них, чья биография была связана с Московско-Окружной железной дорогой, находится в музее выставочного центра. Ребятам знакомы имена первой в СССР женщины – машиниста паровоза Зинаиды Петровны Троицкой, старшего машиниста паровозной колонны, Героя Социалистического Труда Елены Мироновны Чухнюк. Кстати, 9 мая 1999 года Елена Мироновна лично привела на Поклонную гору, к мемориалу Великой Победы, специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками.

Все практиканты прошли в Курске теоретический курс подготовки, и сейчас Иван Иванович Стовбун помогает им осваивать практические навыки вождения паровоза.

Спрашиваю ребят, как получилось, что они взялись за освоение не суперсовременного подвижного состава, а за паровозы, которые, казалось бы, уже ушли в прошлое.
– Лично меня на курсы привела романтика, а также то, что у нас в семье не одно поколение трудится на железнодорожном транспорте, а прадед был машинистом паровоза, – говорит Владислав Шевелёв. – Все мы, кстати, уже имеем свидетельства помощников машинистов тепловоза или электровоза. Когда в депо предложили освоить паровую тягу, я не колебался ни минуты. И сейчас не жалею об этом. В Курской дортехшколе у нас очень хорошие преподаватели, которые буквально влюбили нас всех в паровозы, – Николай Адольфович Грудин, Михаил Игоревич Кузнецов. Николай Адольфович написал несколько книг о паровозах. Как и Михаил Игоревич, он прошёл большую практическую школу. А Иван Иванович, как он нам сказал, приедет в Курск, чтобы там принимать у нас экзамены.

Ребята очень довольны тем, как проходит обучение.

А ещё в Курске они не только сидели за партами.
– Мы побывали на экскурсии, приняли участие в открытии памятной стелы, в основание которой здешние железнодорожники замуровали послание к будущим поколениям, – делится впечатлениями Александр Курзенков.
– Для нас, родившихся спустя много лет после окончания войны, там, где находился глубокий тыл, было важно увидеть места, где проходила Курская битва, – говорит Евгений Лузин.

И, конечно, незабываемые впечатления остались у ребят от поездок на паровозе. Владислав отправился в первый рейс из Москвы до Рязани, а на обратном пути в кабине локомотива его сменил Александр Курзенков.
– На явку я пришёл в четыре часа утра. Машинист Павел Анатольевич Шилин встретил хорошо, поддержал. В пять мы отправились с Казанского вокзала в сторону Рязани, куда прибыли в 13.00. В качестве дублёра помощника машиниста я выполнял всё, что полагается делать по время поездки, – поделился впечатлениями Владислав Шевелёв. – Всё было просто обалденно.

Сегодня Курское подразделение Московского учебного центра профессиональных квалификаций оказалось, что называется, на острие требований времени. Людям иногда хочется остановить его бесконечный бег, оглянуться вокруг, задуматься. И железнодорожники готовы к тому, чтобы перевести паровоз с запасного пути на магистральный.

Вера Чубарова
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Выбор редакции

Летний призыв