12 декабря 2019 09:17

Поезд мчится в чистом поле

Песней Михаила Глинки «Попутная» в исполнении концертного хора Санкт-Петербургского дворца творчества юных на Московском вокзале Северной столицы отметили 165-ю годовщину со дня открытия магистрали Москва – Санкт-Петербург.
1 ноября (13 ноября по новому стилю) 1851 года в 11.15 из Петербурга отправился первый поезд, который прибыл в Москву в 9 часов следующим утром. Дорога заняла всего 21 час 45 минут, средняя скорость составила 37 км/ч – по тем временам это было неслыханно.
«Это событие и вдохновило композитора Михаила Глинку на создание песни «Попутная» – в ней есть слова «поезд мчится в чистом поле…», – рассказал заместитель начальника Октябрьской дороги по кадрам и социальным вопросам Владимир Одинцов. – Тогда, в понимании обывателя, поезда именно что мчались. И музыка в этой песне соответствующая – она передаёт движение набирающего ход поезда, всю гамму чувств, которую испытывает и пассажир, и тот, кто его встречает на вокзале».

Поезда тем временем действительно набирали скорость. Уже в 1853 году по этой линии прошёл первый скоростной экспресс. Из одной столицы в другую он доехал за 10 часов 40 минут. В 1901 году удалось достичь скорости 110 км/ч, а в 1913 году – 125 км/ч.

Первую магистральную железную дорогу России строили в течение 8,5 лет. На момент открытия Петербурго-Московская была самой протяжённой в мире двухпутной магистралью – 644 км.

Некоторые из этапов строительства запечатлены на исторических памятниках. Так, бронзовый горельеф монумента Николаю I на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга изображает осмотр императором и его свитой грандиозного Веребьинского моста, который в то время был самым высоким и длинным железнодорожным переходом в Европе. Этот исторический момент и увековечен на памятнике наравне с такими событиями, как выступление царя после подавления восстания декабристов и церемония награждения Михаила Сперанского орденом Андрея Первозванного за издание «Полного собрания законов Российской империи».

Царский поезд сделал остановку у Веребьинского моста в августе 1851-го (магистраль тогда ещё не была открыта официально). Император со свитой спустился к основанию моста и наблюдал проход поезда. Сооружение ему понравилось. А проектировщик Дмитрий Журавский прямо возле своего детища был пожалован чином подполковника и крестом Святого Владимира. «Уклон на участке составлял 7,8‰, поэтому веребьинский подъём сразу стал проблемой: уже за первые пять лет эксплуатации магистрали грузовые перевозки выросли в три раза, и паровозы не справлялись с уклоном, – пояснил Владимир Одинцов. – Любопытно, что тогдашний министр путей сообщения Павел Мельников выступал против строительства обхода этого участка, ведь из-за петли протяжённость линии увеличивалась почти на 5 км, появлялись 24 лишние кривые. Кроме того, Мельников говорил, что вскоре появятся более мощные машины, которые с лёгкостью справятся с уклоном. Обход всё-таки построили, но первый министр путей сообщения оказался прав».

Постройка Веребьинского обхода обошлась казне в 5 млн 242 тыс. 975 руб. 12 коп. По данным Российского государственного архива, на церемонию его открытия 14 сентября 1881 года были приглашены 162 человека. Из Петербурга гостей доставил экстренный поезд, а из Москвы – курьерский. Банкет обошёлся дороге в 3 тыс. руб., оплата молебна – в 60 руб., угощение десятников и рабочих – в 240 руб.

С Веребьинским обходом связана историческая байка. Якобы когда Николай I по линейке проводил на карте линию трассы, его палец попал под карандаш, вот и получилась кривая. Но это скорее всё-таки легенда.

Из-за обилия кривых скорость поездов на этом участке ограничивалась 120–140 км/ч. В 1960-х годах учёные Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта разработали проект спрямления Веребьинского обхода для реконструкции линии Ленинград – Москва под высокие скорости – до 200 км/ч. Но работы тогда затормозились, и МПС вернулось к проекту лишь в конце 1990-х. Тогда решили строить новый Веребьинский мост длиной 524 м. Испытания перехода прошли 13 октября 2001 года, и после небольших доработок 15 лет назад мост сдали в эксплуатацию.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Выбор редакции

Летний призыв