18 января 2020 10:09

Фундаментальные исследования приносят практическую пользу

Владимир Колесников, президент РГУПСа, академик РАН

Железным дорогам брошен вызов – необходимость повышения скоростей и сокращения сроков доставки грузов и пассажиров. Ответом на него является развитие высокоскоростного сообщения, в том числе создание вакуумно-левитационных транспортных систем.

Большое значение имеют исследования, проводимые представителями научной школы нашего университета по трибологии.

Это подтверждает и тот факт, что недавно мы стали победителями президентского гранта Российского научного фонда, получив 52 млн руб. на три года. Проект посвящён исследованию механизма формирования и функционирования поверхностных наноструктур на трибоконтакте для создания антифрикционного слоя с заданными трибофизическими характеристиками.

Уже разработана методика квантово-химических расчётов сегрегационных процессов в поверхностных слоях трибосопряжений и, в частности, в рабочей поверхности катания железнодорожного колеса. Удалось установить, что одни элементы Периодической системы Д.И. Менделеева, находящиеся либо в смазке, либо в тормозной колодке или в качестве примесных элементов добавок колёсной стали, могут разрушать металл, а другие – упрочнять.

Опираясь на полученные результаты, мы показываем металлургам, каким образом можно уменьшить вредное воздействие атомов разупрочняющих элементов на износостойкость стали. Так, при разработке мероприятий повышения износостойкости колеса в системе «колесо – тормозная колодка» для повышения износостойкости поверхности катания колеса достаточно ввести в сталь бор в количестве, обеспечивающем заполнение межкристаллитных границ на сотые доли процента от общего объёма.

Практика применения композиционных колодок на подвижном составе показала повышенный износ сопряжённого с ними металлического колеса за счёт его наводораживания. Мы разработали мероприятия по снижению степени наводораживания металлического контртела в металлополимерном трибоконтакте.

Накопленный багаж фундаментальных исследований учёные РГУПСа используют для создания инновационных разработок и внедрения их на железнодорожном транспорте. Среди них оборудование и технологическая оснастка для упрочнения, восстановления тяжелонагруженных узлов тягового подвижного состава, в том числе боковой опоры люлечного подвешивания, осей колёсных пар.

По разработанной нами технологии восстановления моторно-осевых подшипников уже введён в эксплуатацию производственный участок в сервисном и локомотивном депо Тимашевск-Кавказский. Восстановленная на этом предприятии партия моторно-осевых подшипников недавно прошла успешные испытания на Северо-Кавказской дороге. Суммарный экономический эффект от внедрения новшества только в этом депо составил 1,5 млн руб. в год.

Дальнейшие направления исследований в данной области планируем обсудить на международной научной конференции «Механика и трибология транспортных систем» в РГУПСе с 8 по 10 ноября.

Редакция «Гудка» поздравляет постоянного автора нашей газеты, ведущего учёного отрасли академика Владимира Колесникова с 75-летием и желает ему дальнейших творческих успехов


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Выбор редакции

Летний призыв