21 января 2020 15:29

Железнодорожный вокзал – лицо города

Для пассажиров и гостей создаётся комфортная и безопасная среда

Каждый день вокзалы встречают и провожают пассажиров. Железнодорожные гавани реставрируют, модернизируют, и они становятся визитной карточкой родных городов. О концепции развития вокзалов в современных условиях – наша беседа.
Виталий Вотолевский, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД»
– Виталий Леонидович, какие изменения произошли на вокзалах в Год пассажира, как в целом поменялось отношение в дирекции к человеку – путешественнику, туристу, отдыхающему, выбравшему для поездки железную дорогу?
– Мы не просто разработали программу действий в рамках Года пассажира, а пошли значительно дальше. Нашей задачей стал переход от технологического подхода к пассажиру к клиентоориентированному. Мы поставили цель – удовлетворение ожиданий всех категорий посетителей вокзалов. С развитием новых сервисов, с растущей интеграцией вокзалов в социально-культурное и бизнес-пространство городов гостями и посетителями нашей инфраструктуры становятся не только отправляющиеся в путешествия люди.

– Мы знаем, что вы проводили специальный опрос в начале этого года. Какую информацию удалось получить при этом и была ли она для вас полезной?
– Результаты опроса показали, что на первом месте среди ожиданий посетителей находится высокоскоростной беспроводной доступ в Интернет. На втором месте сервис, связанный с мобильными устройствами, – удобные терминалы для зарядки гаджетов. На третьем – возможность получения информации и навигации на вокзалах, создание служб «одного окна», единой точки получения информации. Реализация этих желаний одновременно с созданием комфортной и удобной среды на вокзалах и стали основными задачами на этот год.

– И что уже удалось сделать?
– Высокоскоростной доступ в Интернет обеспечен на 70 вокзалах дирекции. До конца этого года мы доведём их число до 100. Таким образом, все наиболее крупные вокзалы ОАО «РЖД», пассажиропоток которых измеряется сотнями миллионов человек в год, будут предоставлять такой сервис.
На пассажирском форуме в апреле этого года мы презентовали гостям и участникам разработанные нами стойки для зарядки мобильных устройств. Они выполнены в корпоративном стиле ОАО «РЖД» и органично вписываются в инфраструктуру вокзала. На такой стойке одновременно можно заряжать до 50 мобильных устройств. Причём мы сделали их полифункциональными. Помимо зарядки на встроенных терминалах можно узнать расписание движения поездов и оставить свой отзыв от пребывания на вокзале. В течение следующего года мы реализуем этот проект на всех крупнейших вокзалах.

– Если уж мы заговорили об информации, то что делается для навигации на вокзалах, чтобы пассажиры могли там легко ориентироваться?
– В этом году мы откроем информационные стойки на Ленинградском, Павелецком и Казанском вокзалах столицы. А до конца первого квартала 2018 года оборудуем ими все вокзалы в городах, где будет проходить чемпионат мира по футболу. Пока на каждой стойке будет работать один сотрудник, однако если мы увидим серьёзный интерес к такому сервису со стороны пассажиров и гостей вокзала, готовы увеличить их штат.
Помимо этого, в следующем году планируем оснастить все внеклассные вокзалы новыми удобными креслами в залах ожидания. Начнём работу и по реинжинирингу комнат длительного отдыха. Фактически мы заново создадим концепцию привокзальных гостиниц: идею, структуру, подход к формированию пространств, варианты и конфигурации номеров, единый дизайн и оформление. У нас таких проектов много. Сюда входит и реконструкция вокзалов, и адаптация вокзальных комплексов для маломобильных пассажиров, приведение санитарных комнат к современным стандартам и многое другое.

– Какие проекты по реконструкции и ремонту вокзальных комплексов удалось выполнить в этом году?
– Это очень большой вопрос. Многие вокзалы были построены 50–80 лет назад. Немало и таких, чей возраст превышает 100, а иногда и 120 лет. Они строились без расчёта на сегодняшний пассажиропоток. За этот год мы провели капитальный ремонт и реконструкцию вокзалов в Княжпогосте, Орле, Димитровграде и Мурманске. Совсем недавно открыли вокзал Белово на Западно-Сибирской дороге. А до конца этого года планируем завершить капитальную реконструкцию и реставрацию Киевского вокзала.
Все эти проекты абсолютно разные. К примеру, вокзал в Белове мы фактически построили заново. Землетрясение, которое случилось в 2013 году, серьёзно повредило здание. Поэтому ограничиться простым ремонтом было невозможно. Новый вокзальный комплекс в два раза больше, он полностью отвечает требованиям безбарьерной среды для маломобильных пассажиров. Вокзал стал светлым и просторным.
Именно тезисом «Вокзал – лицо города» мы руководствовались и при реконструкции вокзала в Мурманске. Работы были завершены специально к празднованию Дня города. И сегодня вокзал – одно из самых красивых зданий Мурманска.
Хочу коснуться и создания безбарьерной среды на вокзалах. Этой работе мы уделяем самое пристальное внимание. Только в этом году мы выполнили мероприятия по адаптации вокзалов Оренбург, Северобайкальск, Глазов, Могоча, Киров, Минеральные Воды.

– В столице вокзалы тоже меняют своё лицо?
– Да. Взять, например, Киевский вокзал в Москве. Это один из крупнейших вокзальных комплексов ОАО «РЖД». Его ежегодный пассажиропоток составляет около 37 млн пассажиров. Для сравнения: средний пассажиропоток любого из аэропортов Московского авиаузла – около 30 млн.
Кстати, Киевский – последний вокзал, построенный в царской России, это памятник архитектуры, который находится под охраной государства. Поэтому все работы мы согласовывали с Департаментом культурного наследия города Москвы и другими надзорными органами. За время реставрации были воссозданы фасады и интерьеры вокзала такими, какими их видели посетители в начале прошлого столетия. Реставраторы до мельчайших деталей, шаг за шагом прорабатывали каждый сантиметр внутренних помещений. Это кропотливая и очень ответственная работа.
Но мы не просто воссоздали исторический облик. Изменили и многие функциональные зоны. Уже готов новый кассовый зал на цокольном этаже вокзала, и попасть туда можно не выходя на улицу. Вокзал полностью адаптирован для маломобильных пассажиров. Здесь появятся лифты и подъёмники. Для слабослышащих пассажиров используется технология специальных индукционных петель, которые усиливают в слуховых аппаратах голос диктора и приглушают общий шум.
Там установлены современная корпоративная навигация, новые табло и указатели. До недавнего времени, чтобы перейти из одной функциональной зоны в другую, необходимо было выходить на улицу. Теперь перемещение осуществляется по принципу «сухие ноги». Киевский вокзал стал полноценным современным транспортно-пересадочным узлом.

– Используете ли вы в работе новые технологии? Есть ли собственные разработки?
– Да, конечно. К примеру, за последние несколько лет на Ленинградском, Киевском и других вокзалах мы с нуля построили несколько платформ протяжённостью более 600 метров. Они предназначены для приёма современных поездов, в том числе двухсоставных. Перед этим велась работа по выбору технологий. Была поставлена задача: для строительства платформ на вокзалах с большим пассажиропотоком создать унифицированное решение, что позволит, во-первых, сократить сроки проектирования и строительства, а во-вторых, серьёзно уменьшить стоимость проекта. Такое решение было найдено. Мы создали собственный стандарт пассажирской платформы, благодаря чему за прошлый год сэкономили более 20% финансовых средств.
Свой стандарт мы ввели и в сфере энергоснабжения. При обогреве вокзалов стали использовать блочные индивидуальные тепловые пункты. Они обеспечивают автономность. Но главное – финансовые вложения в блочные тепловые пункты окупаются за пять лет. Поиск подобных решений мы продолжим и в следующие годы.

– А может ли пассажир чувствовать себя на вокзале в безопасности? Что для этого делается?
– Для нас работа по повышению уровня безопасности носит особо важный и системный характер. Мы оснащаем вокзалы досмотровым оборудованием, камерами видеонаблюдения. В ряде крупных городов своими силами обеспечиваем входной контроль на их территорию. Кроме того, в соответствии с федеральным законом «О транспортной безопасности» создаются специализированные подразделения для проведения досмотра на вокзалах. Говоря о безопасности, важно понимать, что речь идёт не только о внешних угрозах, но и о бытовом криминале. Согласитесь, тот же Казанский вокзал ещё пять-шесть лет назад оставлял желать лучшего. Сегодня пребывание на любом вокзале безопасно и комфортно для наших гостей.

Беседовал Валерий Осипов




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Выбор редакции

Летний призыв