21 января 2020 14:55

Вопрос дня

Как операторские компании могут снизить свои издержки?

Фёдор Пехтерев, генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО «РЖД»):
– Мы все работаем в одинаковых условиях, и возможности сокращения издержек у участников рынка схожие – рационализация содержания основных средств, приведение их в соответствие с текущими потребностями, сокращение излишков, если того требует ситуация, и многое другое. Если ОАО «РЖД» изыскивает возможности для снижения издержек, то почему их не могут найти операторы? Уверен, что этот ресурс ещё далеко не исчерпан. Железнодорожники, напомню, работают с теми же банковскими ставками, что и операторы.

Артём Колбинцев, директор по правовым вопросам транспортно-логистической группы «Трансойл»:
– Сокращение издержек операторов имеет свой предел – содержание парка в рамках нормативных границ не оптимизируешь до нуля. Довольно показателен в этом смысле пример переориентации расходов РЖД – с закупок локомотивов на их ремонты. Частные операторы живут в режиме бесконечного поиска резервов внутренней эффективности. При этом из общего тренда по снижению издержек выбивается одна строка бюджета практически каждого оператора – рост расходов на текущий отцепочный ремонт. Вот уже пять лет годовые затраты операторов достигают миллиардов рублей. И предложенное недавно решение о передаче ТОР (как обязанности проводить сами работы, так и имущества ПТО, ППВ в ВРК-1 и ВРК-2) не только не решит комплекса накопившихся проблем, но и не будет способствовать решению заявленных основных задач отрасли: привлечению грузов, сокращению сроков доставки, снижению транспортной составляющей в конечной цене продукта.
В этих условиях представляется наиболее оптимальным вернуться к идее введения в Устав железнодорожного транспорта безусловной обязанности владельца инфраструктуры выполнять ТОР по требованию владельца вагона и установления государственного регулирования тарифов на данную услугу, которая уже неоднократно рассматривалась в органах государственной власти.

Виктор Чуйкин, генеральный директор ООО «Технотранс»:
– При сохранении текущих уровней банковских ставок и ставок на предоставление подвижного состава пространства для манёвра у операторов в плане сокращения издержек не будет. А истории с ростом операторских ставок я считаю однозначно локальными. Фактически с учётом обслуживания тех процентов, которые предлагают на рынке наши банки, нам, сокращая издержки, придётся уменьшать зарплату сотрудникам до нулевых значений. Складывается ощущение, что в нашем бизнесе зарабатывают не операторы и не железнодорожники, а исключительно финансовые институты. Показательна в этом контексте ситуация в Китае: там нашим коллегам местные банки предлагают вполне умеренные рабочие ставки – 4–5%. В то же время мы платим в 2,5 раза больше.

Александр Поликарпов, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий:
– Последние несколько лет рынок предоставления грузовых вагонов характеризовался профицитом парка и, как следствие, низкими ставками аренды. В результате операторы были вынуждены максимально оптимизировать собственные издержки, в том числе сокращать объём закупок новых вагонов.
В 2016 год операторы входили с минимальными издержками и невысокими арендными ставками. В течение этого года, как и прогнозировал ИПЕМ, конъюнктура рынка предоставления вагонов стала меняться, и наблюдается рост ставок (в ряде случаев ставка достигала 1 тыс. руб. за полувагон в сутки). В 2017 году ожидается сохранение высоких ставок предоставления вагонов. В первую очередь операторы грузового подвижного состава будут направлять вырученные финансовые средства на отложенные инвестиции в ремонт и приобретение новых вагонов. Также они повысят маржинальность своего бизнеса и выплаты дивидендов.
В настоящее время операторский бизнес не имеет достаточных ресурсов по снижению собственных издержек. В перспективе при росте ставок свыше 1 тыс. руб. в сутки у операторов восстановятся инвестиционные ресурсы и появится возможность снижения ставки за счёт снижения маржинальности деятельности. Кроме того, они могут продолжить работу по снижению своих производственных затрат.



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Выбор редакции

Летний призыв