27 июня 2019 15:25

Ювелирная работа над ущельем

После реконструкции пропускная способность Козинского виадука возрастёт вдвое

Началась замена пролётов на Козинском виадуке. Он находится на высоте 65 м над горным ущельем в Саянах, на самом сложном участке Красноярской магистрали Джебь – Щетинкино.
Первый из девяти железобетонных пролётов длиной 34 м и весом 260 тонн успешно демонтирован с помощью специализированного железнодорожного крана ГЭПК-130У и заменён на новый – металлический. Установка пролёта на опоры была проведена в трёхчасовое технологическое «окно».

Все девять пролётов заменят поэтапно – по одному каждые 7–10 дней. Работа, в которой заняты 27 специалистов и инженеров, ювелирная – конструкция пролётного строения должна сесть на опоры как влитая. До сантиметра выверяется всё: ось пути, ось опорных частей, высотные отметки, крепление анкерных болтов. При монтаже учитываются различные факторы, в том числе и погодные условия – температура воздуха, скорость ветра. После завершения монтажа первого пролёта и нанесения гидроизоляции, что займёт ещё несколько дней, на нём будет уложен временный железнодорожный путь, по которому сможет заходить тяжёлая техника для замены следующего пролёта.
«Впереди самые ответственные работы – на 60-метровых опорах в центре виадука, – рассказал начальник железнодорожного крана Александр Носовский. – На такой высоте замену пролётов мы проводим впервые. Хотя у нашего подразделения огромный опыт работы на многих дорогах сети».

Кстати, как рассказали в Красноярской дирекции по капитальному строительству, кранов ГЭПК-130У на всей сети два. Один из них специально прибыл на КрЖД из Москвы.
«Замена пролётных строений – это второй этап реконструкции Козинского виадука, – уточнил главный инженер Красноярской дирекции по капитальному строительству Роман Касымов. – На первом укрепили его опоры. Специалисты усилили бетонные конструкции методом инъекций: через множество отверстий в стены опор подавалась специальная смесь. На третьем этапе будут заменены опоры контактной сети, уложен путь».

Сейчас поезда пропускаются по виадуку по одному пути, пролёты под которым заменили 10 лет назад. Второй путь долгое время был законсервирован. В результате реконструкции мост станет двухпутным, что вдвое увеличит его пропускную способность – до 49 пар поездов в сутки.

При модернизации используются современные материалы и технологии, которые в дальнейшем облегчат его эксплуатацию, отметил руководитель проекта CМТ «Спецмостотрест» – филиала АО «РЖДстрой» Алексей Гаранин: «Новые пролёты оснащены системой внутреннего температурного мониторинга, которая позволит контролировать состояние металла в условиях резко континентального климата: среднесуточный перепад температур в Саянах весной и осенью достигает 20 градусов, а в течение года – от плюс 45 летом до минус 45 зимой». Также сооружение оснастят специальной аппаратурой – датчиками колебаний, движения, пожаротушения.

По его словам, новые пролётные конструкции из металла более чем в два раза легче железобетонных – весят 107 тонн. При этом они способны нести гораздо большую нагрузку, значит, появится возможность пропускать грузовые поезда повышенного веса.

Такие инженерные решения важны из-за высокой сейсмической активности региона. «Снижая массу инженерного сооружения, мы уменьшаем воздействие нагрузок от колебаний на его конструкции в случае подземных толчков. Из этих же соображений при строительстве виадука в 1950-е годы была применена инновационная для тех времён технология опор коробчатого типа», – пояснил Алексей Гаранин.

Козинский виадук длиной 355 м был сдан в эксплуатацию в 1964 году в ходе строительства линии Абакан – Тайшет. Тогда он стал самым высоким железнодорожным мостом в СССР. С моста открываются живописные виды на скалы Западного Саяна, и человек испытывает чувство полёта.

У сооружения сразу три названия. В документах железной дороги он именуется Козинским – по названию протекающей неподалёку горной речки. Народ окрестил виадук «Чёртов мост». (По одной из версий, такое название связано с тем, что при прохождении поезда амплитуда колебания сооружения достигает 5 см, и если в этот момент стоять под мостом, кажется, что он содрогается от какой-то неведомой силы. Но это рабочее состояние виадука.) Как говорят жители Курагинского района, против чёртового названия протестовал настоятель местной церкви, и в 2003 году виадук освятили и переименовали в «Святой мост».

За более чем полвека эксплуатации Козинский виадук выработал свой ресурс. С прошлого года в рамках инвестпрограммы «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет» ведётся его модернизация. Современные технологии дадут мосту вторую жизнь.

Полностью завершить реконструкцию Козинского виадука планируется в следующем году. На реализацию этого инвестпроекта направлено около 1,5 млрд руб.

Елена Пасечник,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв