12 мая 2021 14:39

Блеснули профессиональным почерком

Конкурс специалистов, несущих ответственность за безопасность рельсового пути, дал им дополнительную возможность убедиться: бдительности нельзя терять ни на минуту

Продолжавшийся три дня на базе центра диагностики и мониторинга (ЦДМ) Московской дирекции инфраструктуры конкурс профессионального мастерства работников средств дефектоскопии выявил победителей. Жюри соревнования назвало «лучших из лучших» в пяти номинациях.
У председателя жюри – заместителя начальника ЦДМ Андрея Воскресенского перед началом соревнования корреспонденту «Московского железнодорожника» было интересно спросить, насколько полезны такие конкурсы в контексте работ, имеющих конечную цель – обеспечение безопасности рельсового пути. Выяснилось, что по каждому из его участников жюри (как и руководство ЦДМ) имеет значительный объём информации. Располагая конкретными статистическими данными, входящие в конкурсную комиссию специалисты в полной мере осведомлены о достижениях и просчётах, имеют представление об уровне технической грамотности всех без исключения конкурсантов. Для них, скажем, не секрет, какое количество дефектных рельсов было самостоятельно выявлено тем или другим конкурсантом, имелись ли замечания по процедуре выявления. Но достаточно ли этого? Ведь проведение неразрушающего контроля и оценка качества рельсов, помимо прочего, это во многом ещё и творческая работа.
– У большинства работников «нашего цеха», – заключил заместитель начальника ЦДМ, – за годы службы выработался свой собственный профессиональный почерк, который достигается только у мастеров, обладающих наивысшей квалификацией, владеющих тайнами ремесла. Такие конкурсы позволяют дефектоскопистам и полнее раскрыть имеющиеся у них секреты, показать творческую сторону своей профессии.

Участникам соревнования во всех номинациях предстояло выполнить три задания. Первый этап представлял собой проверку знаний по основам ультразвуковой дефектоскопии. Жюри «копнуло» глубоко, выставив каждому конкурсанту 40 вопросов. Как заметил входивший в жюри технолог первой категории отдела рельсовой дефектоскопии ЦДМ Сергей Костиков, выставленное задание давало возможность принявшим участие в конкурсе специалистам раскрыть знания физических основ ультразвуковой дефектоскопии, параметров настройки прибора.
– Чисто формальное следование букве инструкции, – поясняет Сергей Костиков, – например, оператору дефектоскопной тележки иногда может сослужить плохую службу и обернуться пропуском дефекта. Здесь одинаково важны и знание теории, и умение, обладая теоретическими знаниями, дать сиюминутную оценку дефекту в рельсе.

Практическая часть экзамена несла в себе иные приоритеты. Проверка профессиональных навыков конкурсантов производилась с использованием микропроцессорных дефектоскопов последнего поколения. Другой конкурсный атрибут – фрагменты рельсов, имеющих скрытые дефекты. При этом обнаружить излом или трещину – только половина дела. От участника конкурса при выполнении задания требуется ещё и умение строго соблюдать технологические и методические инструкции, другие нормативные документы. Так, операторы дефектоскопных тележек должны были не только выявить точную глубину залегания дефекта, расстояние от торца рельса до дефекта, но и определить коэффициент выявляемости дефекта и правильно классифицировать его код, внеся все параметры контроля в составленную дефектную карту. Из таких «мелочей» вырисовывалась конечная оценка, выставленная жюри.

В программу соревнования входило и компьютерное тестирование. На этом этапе операторам тележек предстояло показать свои знания параметров настройки дефектоскопов и технологий неразрушающего контроля рельса. Как настроить дефектоскоп? Как обеспечить «прозвучивание» сварного стыка?

А в лаборатории дефектоскопии ЦДМ участники конкурса, выступившие в номинации «Наладчик контрольно-измерительных приборов», сосредоточенно работали над своим конкурсным заданием. Каждому предстояло успеть за 20 минут по имеющейся схеме собрать блок дефектоскопа «Авикон-11». В этом случае решающее значение для получения высокой оценки от жюри имели правильность сборки и исправность собранного блока.

Среди специалистов съёмных устройств дефектоскопии лучшим стал Валерий Марченков, представлявший на конкурсе ПЧ-45. Качественнее других расшифровщиков дефектограмм с заданиями справился Дмитрий Тараканов (ЦДМ). Среди мастеров участка дефектоскопии победителем конкурса жюри назвало Дениса Фирсова (ПЧ-8). А у наладчиков контрольно-измерительных приборов участков дефектоскопии лучше всех задания выполнил Андрей Молчанов (ПЧ-44). В номинации «Специалист мобильного средства» победу одержал наладчик вагона-дефектоскопа №024 Сергей Люкшонков.

Подводя итоги конкурса, Андрей Воскресенский напомнил его участникам, что изломы рельсового пути и по сей день остаются главной проблемой на сети РЖД. Даже при том, что этот показатель имеет тенденцию к снижению, специалистам, несущим ответственность за безопасность рельсового пути, ни на минуту не стоит терять бдительности. А подобные конкурсы дают возможность дефектоскопистам, оценивая себя, понять, насколько они соответствуют поставленным перед ними задачам.

Владимир Горелкин
Фото Евгения Надалинского


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30