12 мая 2021 13:19

Обратная сторона вложений

Специалисты Оксфордского университета раскритиковали китайские транспортные проекты

Эксперты из бизнес-школы «Саид» и департамента статистики Оксфордского университета представили исследование «Ведут ли инфраструктурные инвестиции к экономическому росту или экономической нестабильности?», в котором они проанализировали наибольшую на сегодняшний день выборку из 95 крупных китайских железнодорожных и автодорожных проектов и 806 транспортных объектов, построенных в развитых странах. Их анализ показал, что низкое качество инвестиций в инфраструктуру создаёт значительные риски для китайской, а вслед за ней и для мировой экономики.
Авторы исследования пришли к выводу, опровергающему традиционное представление о том, что масштабные инфраструктурные вложения стимулируют рост экономики.
«На вопрос о том, ведут ли инвестиции в инфраструктуру к экономическому росту, должен быть дан отрицательный ответ. Из-за неопределённости затрат, времени и параметров преимуществ типичный инфраструктурный проект не в состоянии обеспечить положительную доходность с поправкой на риск. Существует общая тенденция снижения соотношения выгоды к стоимости основных инфраструктурных инвестиций до уровня ниже 1,0», – заключают они.
«Есть ещё более пагубные последствия «эффекта бумеранга» от переизбытка инвестирования в инфраструктуру. Непродуктивные проекты влекут за собой непреднамеренные пагубные макроэкономические последствия: рост суверенного долгового бремени, беспрецедентное увеличение денежной массы и экономическую нестабильность», – отмечают исследователи.

Согласно их данным, по сравнению с мировыми тенденциями в Китае фактические затраты на строительство инфраструктуры в среднем на 30,6% выше, чем предполагаемые расходы в реальном выражении, оценённые в итоговом экономическом обосновании проекта. Авторы исследования утверждают, что существует множество доказательств систематического занижения оценок этих расходов. Кроме того, три четверти китайских транспортных проектов вышли за рамки бюджета.

С точки зрения абсолютного времени строительства и опережения графика Поднебесная демонстрирует лучшие результаты, чем развитые страны. На реализацию железнодорожных и автодорожных проектов в Китае в среднем требуется 4,3 года, тогда как в развитых странах средний срок строительства достигает 6,9 года.
«В демократических странах политики, кажется, имеют стимул обещать больше и выполнять меньше. Китай построил инфраструктуру с впечатляющей скоростью в прошлом, но, оказывается, разменивая её на качество, безопасность, социальную справедливость и охрану окружающей среды», – считают исследователи.

В статье отмечается, что распределение пассажиропотока в КНР демонстрирует существенное нерациональное использование ресурсов.
«Что касается эффективности работы транспорта, спрос в Китае представляет собой две крайности. Большинство маршрутов свидетельствуют о ничтожных объёмах перевозок, но несколько маршрутов сильно перегружены». Так, две трети автодорог имеют низкие показатели используемости со средним дефицитом 41,2%, а оставшаяся треть эксплуатируется с перегрузкой в 61,4%.
«Характер перерасхода средств и нехватки выгод в китайских инфраструктурных инвестициях связан с проблемой роста задолженности Китая. По нашим оценкам, уровень перерасхода соответствует приблизительно одной трети от $28,2 трлн госдолга КНР», – считают эксперты.

Ведущий автор исследования Атиф Ансар утверждает, что более половины китайских вложений в инфраструктуру стали убыточными.
«Из нашей выборки следует, что свыше половины инвестиций в инфраструктуру в Китае за последние три десятилетия принесли больше убытков, чем выгоды, что означает, что проекты уничтожают экономическую ценность, а не генерируют её», – отметил он.

Исследователи пришли к заключению, что плохо управляемые инвестиции в инфраструктуру являются основным объяснением всплывающих экономических и финансовых проблем.
«Мы прогнозируем, что, если Китай не перейдёт на более низкий уровень инвестиций в инфраструктуру более высокого качества, страна будет двигаться к влекомому инфраструктурой национальному финансово-экономическому кризису, который из-за выдающейся роли КНР в мировой экономике, скорее всего, также станет кризисом международного уровня.

С точки зрения вложений в инфраструктуру Китай является не образцом для подражания для других развивающихся или развитых экономик, но моделью, которой следует избегать», – заключили специалисты Оксфордского университета.
«Утверждение, что Китай вырос во многом благодаря значительным инфраструктурным инвестициям, является мифом. Он вырос благодаря смелой экономической либерализации и институциональным реформам, и теперь этот рост под угрозой из-за инвестиций в низкосортную инфраструктуру. Урок для других рынков заключается в том, что директивным органам следует уделять своё внимание программному обеспечению и глубоким институциональным реформам и проявлять повышенную осторожность при вложении ограниченных ресурсов в крупномасштабные инфраструктурные проекты», – резюмировал Атиф Ансар.

Кирилл Сотников


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30