12 мая 2021 13:11

Договорились на стороне

Постановление ФАС России о сговоре морских контейнерных перевозчиков осталось в силе

Арбитражный суд города Москвы поддержал заключение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России в отношении международных контейнерных перевозчиков. Компании признаны виновными в согласованном установлении надбавок к ставкам фрахта на линии Дальний Восток/Юго-Восточная Азия – Россия.
Международные судоходные компании A.P.Moller-Maersk A/S (Дания), CMA CGM SA (Франция), Hyundai Merchant Marine Co., LTD (Корея), Orient Overseas Container Line Limited (Гонконг), Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd (Тайвань) обратились в суд с требованием о признании незаконным и отмене решения ФАС России, принятого в 2015 году. Однако Арбитражный суд города Москвы оставил постановление российского антимонопольного ведомства действительным.

ФАС России обвинила перевозчиков в согласованных действиях, повлёкших за собой установление в 2012–2013 годах надбавок к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия – Россия. В тот период информация о дополнительных платежах появилась на официальном сайте одного из перевозчиков, после чего остальные участники рынка установили такие же показатели. В 2012 году комиссия обнаружила не менее семи подобных случаев, а в 2013 году – не менее девяти.

По словам заместителя начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамеда Хамукова, нарушение повлекло за собой периодическое повышение цен и негативные последствия для потребителей, в особенности средних и мелких компаний.
«Покупатель в ходе переговоров имел более слабые позиции, чем перевозчик. А средние и мелкие потребители были вынуждены соглашаться с установленной надбавкой к ставке фрахта», – говорит эксперт.

Согласно данным пресс-службы ФАС России, введение надбавок в течение года на $250–950 за контейнер, даже при их частичном или временном применении, оказывает негативное влияние на внешнюю торговлю России и стоимость товаров для российских потребителей.

Между тем юристы считают решение Арбитражного суда города Москвы законным и обоснованным, но и не исключают возможности обжалования акта международными контейнерными перевозчиками в вышестоящей судебной инстанции.

Состав нарушения антимонопольного законодательства, выражающийся в совершении не сговора, а именно согласованных действий на рынке, крайне трудно доказуем, уверен руководитель группы антимонопольной практики юридической компании Art de Lex Кирилл Дозмаров. При этом российское законодательство не препятствует антимонопольным органам страны привлекать иностранных субъектов к ответственности.
«ФАС России провела сложный экономический анализ поведения контейнерных перевозчиков, который и положила в основу решения по делу», – отметил Кирилл Дозмаров.

Он также добавил, что, хотя компании могли признаться в сговоре (или согласованных действиях) с целью снижения санкций для нарушителя вплоть до их полного снятия, они такой возможностью не воспользовались.

Кроме того, перевозчики своими действиями затронули интересы неопределённого круга лиц или публичные интересы страны, уверен член совета Адвокатской палаты Республики Татарстан адвокат Тимур Баязитов.
«Нарушение российского законодательства о конкуренции предусматривает как административную ответственность в виде значительных штрафов, так и уголовную (для должностных лиц) – до 7 лет лишения свободы с ограничением права заниматься определённой деятельностью», – пояснил Тимур Баязитов.

Напомним, что в России подобные согласованные действия запрещены для хозяйствующих субъектов-конкурентов, совокупная доля которых на товарном рынке превышает 20% и отдельная доля каждого составляет более 8%.

В 2016 году завершилось аналогичное дело: Европейская комиссия и перевозчики договорились об отказе от опубликования информации о надбавках в том виде, в котором это практиковалось ранее.

Дарья Белоглазова


Справка «Гудка»
Ежегодный оборот из азиатских портов в Большой порт Санкт-Петербург – около 0,6 млн гружёных контейнеров. Осуществляют перевозки на данном рынке 16 контейнерных операторов, среди которых нет российских компаний.
Импорт составляют товары народного потребления, химические продукты, оборудование, комплектующие и запасные части, продукты пищевой промышленности, стекло. Среди экспортных грузов, перевозимых в контейнерах, бумага, древесина, минеральные удобрения, металлы и металлолом.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30