21 июня 2021 16:38

Вторая жизнь силикагеля

В Курской дистанции электроснабжения апробирована технология сушки силикагеля.
Твёрдый высушенный гель концентрированного раствора кремниевой кислоты активно используется во многих отраслях. Применительно к железной дороге без него не обойтись в хозяйстве электроснабжения. В период эксплуатации тяговых подстанций в трансформаторных маслах образуются продукты окисления и влаги. Силикагель благодаря своим свойствам поглощения из воздуха влаги и других веществ способствует нормальной работе оборудования.

По технологии замена сорбента на тяговых подстанциях производится раз в год в рамках текущего ремонта. Предприятия утилизируют отработанный силикагель и помещают в трансформатор новый «продукт». Если взять для примера Курскую дистанцию электроснабжения, где эксплуатируется 21 единица оборудования, то в год здесь приходится менять почти тонну силикагеля. Обходилась предприятию такая процедура в 200 тыс. руб. ежегодно.
– Для более рационального использования силикагеля в дистанции внедрена новая технология, которая подразумевает неоднократное использование материала, – в беседе с «Московским железнодорожником» рассказал инженер по эксплуатации технических средств Курской дистанции электроснабжения Александр Толкачёв. Сушка силикагеля осуществляется при помощи установки собственного производства, подключённой к процессору с сухим горячим воздухом базы масляного хозяйства КПМА 35/110. В процессе регенерации можно точно производить проверку степени увлажнения материала на разных этапах при помощи датчика влажности.

Справедливости ради стоит отметить, что попытки повторного использования силикагеля на столичной магистрали уже предпринимались, вот только добиться результатов по качественной сушке материала не удалось. Энергетики из Курска стали первыми, у кого это получилось. В июле технология удачно апробирована на производстве. Время сушки заняло три часа. Ещё одна немаловажная деталь: использование компрессорной установки на передвижном комплексе КПМА 35/110 отвечает требованиям мобильности и может быть применено в труднодоступных местах на магистрали. Но главный эффект всё же в экономии. Благодаря внедрённой технологии регенерации у предприятия отпала необходимость в закупке силикагеля. Учитывая, что затраты на установку для сушки обошлись всего в четыре тыс. руб., трудно посчитать, что чистая экономия составила 196 тыс. руб.

Широкому кругу железнодорожных экспертов данный проект был представлен спустя неделю после его реализации в дистанции. Новация попала в финал конкурса «Золотой резерв», где заняла третье место. Завоевав высокую оценку от первых лиц дороги и дирекции инфраструктуры, проект получил шанс на тиражирование и на другие предприятия хозяйства.
– Проблема регенерации увлажнённого силикагеля актуальна для всех энергетических предприятий отрасли. Мы посчитали, если такой способ сушки материала возьмут на вооружение во всех 13 дистанциях электроснабжения полигона МЖД, то экономия уже составит более 2,5 млн руб. Этот подсчёт проводился только применительно к трансформаторам. Но у нас есть и другое оборудование, где используется силикагель, – подчеркнул Александр Толкачёв.

Стремление специалистов Курской дистанции электроснабжения по совершенствованию технологических процессов хочется отметить особенно. В 2014 году команда молодых новаторов предприятия также участвовала в конкурсе «Золотой резерв». Тогда призового места завоевать не удалось, что, впрочем, не помешало коллективу претворить в жизнь свой проект «Способ освещения второго района станции Курск». Старания энергетиков не остались незамеченными руководством дороги. За активное участие в инновационной деятельности автор идеи Александр Толкачёв был отмечен благодарственным письмом от начальника МЖД Владимира Молдавера. Достойная мотивация, чтобы менять мир вокруг себя, уверен молодой железнодорожник.

Наталья Щевелева


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30