21 июня 2021 15:28

Промышленные отходы задержат барханы

Учёные нашли способ защитить железнодорожный путь от подвижных песков.
В пустынях и на примыкающих к ним территориях объекты транспортной инфраструктуры приходится постоянно расчищать от заносов песка.

Особенно остро эта проблема стоит в Узбекистане, где более 3 тыс. км железнодорожных линий проложено в пустынях и полупустынях. В этих районах нередко наблюдаются пыльные бури и суховеи, которые буквально засыпают рельсы мельчайшими частицами грунта.

В результате устройства пути преждевременно выходят из строя, увеличивается износ локомотивов и вагонов, растут эксплуатационные расходы на содержание линий. А в связи с планирующимся развитием высокоскоростного сообщения в направлении до Бухары и Мискена данная проблема требует быстрейшего решения.

Специалисты Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта недавно провели исследования возможных пескозакрепительных работ, выбрав наиболее перспективные из них. Как рассказал профессор этого вуза Махамаджан Мирахмедов, установка вдоль путей заборов из камыша или других материалов не обеспечивает необходимой степени защиты объектов инфраструктуры. К тому же эти способы очень трудозатратны.

А агролесомелиоративные мероприятия, например устройство лесозащитных полос, хорошо зарекомендовавшие себя в средней полосе России, в условиях засушливого климата не годятся. В итоге учёные пришли к выводу, что гораздо эффективнее использовать в этих целях жидкие промышленные отходы, способные образовывать на поверхностях барханов твёрдую корку. Одновременно удастся решить задачу утилизации подобных веществ.

По словам Махамаджана Мирахмедова, подобные физико-химические методы закрепления подвижных песков основаны на использовании хороших вяжущих свойств таких отходов, как смолы из госсипола, образующиеся при переработке хлопкового масла, продуктов дрожжевого брожения сульфидов, применяемых в целлюлозно-бумажной промышленности, и других.

Проведённые сотрудниками ташкентского института комплексные исследования нового технологического решения подтвердили его перспективность для внедрения на железнодорожном транспорте. Так, для получения твёрдой корки на поверхности песка, препятствующей его переносу под воздействием ветра, достаточно пролить 2,5 литра 10-процентной эмульсии, изготовленной из промышленных отходов, на 1 кв. м грунта. Причём во влажных песках её можно будет расходовать ещё меньше, что обеспечит дополнительную экономию средств, расходуемых на пескозадержание.

Как уточнил Махамаджан Мирахмедов, результаты проведённых исследований свидетельствуют о возможности эффективного применения предлагаемого способа защиты объектов транспортной инфраструктуры в зонах пустынь и полупустынь. При этом улучшатся также санитарные условия в местах накопления и хранения промышленных отходов за счёт их утилизации.

Андрей Стрельцов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30