21 июня 2021 16:59

Лес на распил

На Дальнем Востоке намерены увеличивать степень переработки древесины

Чтобы стимулировать лесоперерабатывающую отрасль на дальнейшее развитие мощностей, Правительство РФ рассматривает вопрос о выделении квот на вывоз круглого леса по минимальным таможенным пошлинам для предприятий, которые инвестируют в развитие перерабатывающих мощностей. Это также должно сказаться на увеличении отправок лесных грузов по железной дороге.
Погрузка продукции лесопереработки уже растёт на Дальневосточной дороге. Сохраняется и положительная динамика по отправкам лесных грузов в целом.

Так, при общем спаде погрузки на ДВЖД в январе – августе на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года лесные перевозки заметно подросли: погружено более 3,1 млн тонн древесины и пиломатериалов, что на 8,5% больше, чем годом ранее.

Рост по данной номенклатуре наблюдался практически во всех регионах ДВЖД, но наиболее значительный – в Комсомольском, уточнили в отделе маркетинга Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО). Там погружено 1,7 млн тонн лесных грузов – на 10% выше прошлогоднего показателя. По-прежнему по железной дороге везут много необработанной древесины (только в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ЕАО) отправлено более 1,5 млн тонн пиловочного бревна), но увеличиваются и перевозки продукции лесопереработки.

К примеру, по данным ТЦФТО, в Комсомольском регионе отгружено 337 тыс. тонн пиломатериалов против 301 тыс. в прошлом году, 24,6 тыс. тонн лущёного шпона (было 5,5 тыс. тонн).

Во многом на положительную динамику повлияло развитие лесопромышленных предприятий Хабаровского края, наиболее крупные из которых обслуживаются станциями Комсомольского региона ДВЖД. В частности, ООО «Азия Лес» (входит в группу компаний «Бизнес Маркетинг») реализует проект создания перерабатывающих производств близ станции Постышево. «Ещё в 2005 году мы поставили стратегическую задачу – повысить эффективность использования лесных ресурсов на основе переработки. В 2008-м построили первый завод, который сегодня вышел на расчётную мощность по выпуску 150 тыс. куб. м сухих пиломатериалов ежегодно, – проинформировал генеральный директор ООО «Азия Лес» Александр Пудовкин. – Повышение качества нашей продукции позволило нам выйти на рынки Европы, Японии и Южной Кореи, тогда как раньше практически весь экспорт шёл в Китай».

В районе станции Постышево компания строит новый завод, в котором будет три линии: по выпуску сухих (200 тыс. куб. м в год), строганых и профилированных пиломатериалов (100 тыс. куб. м), а также топливных гранул, или пеллет (84 тыс. тонн).

Крупный комплекс, способный перерабатывать до 1,5 млн куб. м древесины ежегодно, возводит RFP Group в городе Амурске (станция примыкания Мылки). В этом году там налажено производство лущёного шпона. «Мы сформировали достаточно оптимистичный план по его продажам, который сейчас перевыполняем», – отметил президент RFP Group Константин Лашкевич. Также до конца года холдинг планирует ввести в Амурске завод по выпуску до 230 тыс. куб. м сухих пиломатериалов.

Большие планы по развитию отрасли в соседней с Хабаровским краем Якутии. «Республика известна как край алмазов, золота, других полезных ископаемых, в то время как лесные ресурсы региона используются крайне недостаточно, – подчеркнул глава ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» Михаил Брук. – Мы запускаем пилотный проект по освоению лесов на территории Алданского района, где произрастает лиственница высокого качества».

Уже арендован первый лесной участок для заготовки порядка 300 тыс. куб. м леса. «Он находится в благоприятном месте – рядом автомобильная и железная дороги. Определён ещё один участок для последующего расширения производства», – уточнил Михаил Брук.

На Дальнем Востоке намерены увеличивать степень переработки леса. «Видя перспективы деревянного домостроения, мы начали расширять производство за счёт создания линии по выпуску деревянных домокомплектов», – сообщил Александр Пудовкин.

Российско-китайское ООО «КРЛ «Леспромпарк», открывшееся в мае в ЕАО, помимо пиломатериалов из сосны и ели начало выпускать из опилок и других отходов топливные брикеты. В дальнейшем, после запуска специальных печей, из биотоплива будут получать древесный уголь, а позже и активированный. Продукция пока ориентирована на потребности Китая.
«Спрос на биотопливо в ближайшие годы будет расти и на нашем внутреннем рынке. Оно экологически чистое, не загрязняет окружающую среду и по сравнению с углем даёт больше гигакалорий», – отметил губернатор ЕАО Александр Левинталь.

Чтобы стимулировать дальнейшее развитие лесопереработки, власти рассматривают меры поддержки. На состоявшемся недавно во Владивостоке Восточном экономическом форуме заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов заявил, что ведомство будет предлагать снижение вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину хвойных пород для тех компаний, которые вложили средства в перерабатывающие мощности. Спрос на дальневосточный кругляк по-прежнему высок в азиатских странах, в первую очередь в Китае, где вводились ограничения на вырубку леса.

По словам Виктора Евтухова, размер предоставляемой квоты на вывоз круглого леса по минимальным таможенным пошлинам будет рассчитываться, исходя из объёма переработки древесины конкретным предприятием. Заместитель министра уточнил, что суммарная лесная квота для Дальнего Востока оценивается почти в 4 млн куб. м.

По сути речь идёт о дополнительных 2,4–2,8 млн тонн леса. Сколько из этого объёма может быть привлечено на железную дорогу, сказать сложно – в регионе также развиты перевозки лесных грузов автомобильным и речным транспортом. Но в случае реализации данной инициативы погрузка лесопродукции явно возрастёт, так как одним из главных каналов экспорта в Китай является железнодорожный погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ.

Стоит сказать, в 2007 году, до ввода последнего этапа заградительных пошлин на вывоз необработанной древесины, со станций ДВЖД было отправлено 7,1 млн тонн лесных грузов. Уже в следующем году погрузка упала до 4,7 млн тонн.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30