25 мая 2020 01:16

Доходы садятся на малой воде

Речному транспорту ищут новые источники инвестиций

Развитию внутренних водных путей могут помочь за счёт дополнительной финансовой нагрузки на автотранспорт.
Речной транспорт остаётся единственной транспортной отраслью – убыточной как в грузовом, так и пассажирском сегментах на протяжении двух десятков лет. Согласно докладу министра транспорта Максима Соколова на заседании президиума Госсовета, ситуацию осложняют маловодье судоходных рек и снижение глубины водных путей. За последние 25 лет в среднем на четверть. Протяжённость путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30%, в итоге грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза, а в 1990 году он был сопоставим с автомобильным.

По словам главы Минтранса, для возрождения отрасли необходимо финансировать развитие инфраструктуры там, где глубина не позволяет проходить большегрузным судам. При этом в ведомстве есть понимание, где взять дополнительные средства для речников в размере 8 млрд руб. – акциз на дизельное топливо для большегрузов.
«Период речной навигации совпадает с периодом повышения нагрузки на автодороги из-за роста сезонных перевозок грузов и пассажиров, и в рамках уже принятых решений, используя систему взимания платы с 12-тонников, возможно регулирование за счёт повышения тарифа в период речной навигации с апреля по ноябрь. Возможно делать это и на автомагистралях, направление которых совпадает с направлениями водных магистралей», – отметил Максим Соколов.

К слову, сами речники оценивают идею правительства вполне позитивно. По данным Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ), недофинансирование отрасли наблюдается уже более 20 лет. В настоящий момент общая протяжённость водных путей России составляет чуть более 100 тыс. км, но в нормальном состоянии содержится примерно 48 тыс. км. Поэтому на реанимацию хотя бы основных речных магистралей необходимы деньги, в частности на строительство плотин, привлечение судов технического флота – земснарядов для производства дноуглубительных работ.
«Вообще, конечно, безобразие, что навалочные грузы ушли на автомобили, когда в каждом речном порту, в каждом речном бассейне есть возможность вполне на законных основаниях, получив лицензию, добывать тот же песок. Сейчас запланировано строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань, куда потребуется огромное количество нерудных материалов – песка, гравия. И было бы логично воспользоваться услугами речного транспорта при реализации масштабного проекта», – говорит президент АПСРТ Александр Зайцев.

В ассоциации также подготовили предложения правительству, касающиеся обновления портовой инфраструктуры. Ставка в этом вопросе делается на бизнес, который готов приватизировать речные порты. Но необходимо внести поправки в законодательство, в частности в законы о приватизации и оценочной деятельности, которые позволят купить порт с учётом износа инфраструктуры, то есть начисленной амортизации. Но при условии, что в течение 5–10 лет после приватизации новое руководство не будет менять профиль работы порта.

Однако в АПСРТ считают, что первоочередное внимание правительству нужно направить на восстановление единой глубоководной системы центральной части страны, включая Багаевский, Нижегородский гидроузлы и частично Ленинградскую область. Чтобы на этой единой системе были глубины не менее 4 м. И на эти цели должны использоваться исключительно деньги бюджета, так как водные пути принадлежат государству.
«Бизнес готов загружать суда на полную грузоподъёмность по этой основной артерии и часть средств, которые будет на этом зарабатывать, отчислять на содержание гидросооружений», – подчеркнул Александр Зайцев.

Елена Кудрявцева




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31