09 августа 2020 06:08

Стивидоры не сдаются

Смена системы регулирования грозит портам срывом инвестпрограмм

ФАС России рассчитывает установить контроль над тарифами в российских портах. Соответствующий законопроект уже  проходит общественное обсуждение. Однако стивидоры уверены: его реализация приведёт к невозможности реализации инвестиционных проектов.
Представители портов, стивидорных компаний, грузоотправителей, операторских компаний и органов власти обсудили на заседании Методического совета Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России необходимость общего подхода в вопросах тарифообразования, дерегулирования и применения антимонопольного законодательства в морских и речных портах.

По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, тарифное регулирование должно основываться на анализе рынка: если он покажет, что условия конкуренции отсутствуют, то регулирование необходимо. Если есть предпосылки перехода из естественномонопольного состояния в конкурентное – должна применяться гибкая система. А дерегулирование возможно лишь там, где реализованы условия для конкуренции.
«При этом дерегулирование не означает бесконтрольность ситуации на рынке. Нормы антимонопольного законодательства могут точечно применяться в отношении компаний-нарушителей. Однако должны существовать и правила недискриминационного доступа, которые гарантируют доступ к ограниченной инфраструктуре», – говорит Анатолий Голомолзин.

При этом другие участники совета отметили, что такие условия присутствуют в большинстве сегментов – как в морских, так и в речных портах. В частности, по данным Ассоциации морских портов России (АСОП), после отмены государственного регулирования в портах рост перевалки экспортно-импортных грузов составил 15%, за шесть месяцев 2016 года – 6%. Динамика рынка и анализ статистики загрузки портовых мощностей подтверждают развитую конкуренцию в отрасли и адекватную ценовую политику российских операторов морских терминалов.

В связи с этим в АСОП считают, что утверждение Методических указаний, предложенных ФАС России, приведёт к серьёзным последствиям для морских портов России и фактически аннулирует все достигнутые результаты из-за невозможности выполнения инвесторами параметров уже заключённых соглашений.
«Произойдёт критическое снижение выручки стивидорных компаний, налоговых отчислений, в том числе в бюджеты регионов, возникнут риски по обслуживанию кредитов, привлечённых на реализацию инвестиционных программ по развитию и модернизации портовой инфраструктуры», – уверены в ассоциации.

Кроме того, конкурентоспособность портов ухудшится, чем воспользуются конкуренты из сопредельных государств.

Напомним, что ФАС России выступила с предложением отменить приказы ФСТ России о прекращении государственного ценового регулирования в отношении стивидорных компаний и утвердить «Методические указания по установлению тарифов на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов, услуги буксиров в морских портах Российской Федерации». Проект предполагает возвращение государственного ценового регулирования услуг и их тарификацию в рублях.

Дарья Белоглазова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31