03 апреля 2020 20:38

Согласия пока нет

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разработала законопроект, предполагающий раскрытие стивидорами перечня услуг, тарифов, а также технических возможностей портов. Реализация документа позволит избежать отказа в предоставлении услуг портом при наличии свободных мощностей.
На едином портале нормативных актов идёт общественное обсуждение законопроекта, разработанного ФАС России, «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах, а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в морских, речных портах и транспортных терминалах».

Согласно документу стивидоры должны обеспечить равные условия доступа к инфраструктуре и услугам для всех клиентов. Это означает, что в открытом доступе должны быть цены, тарифы и сборы на услуги портов и терминалов, а также условия для заключения договоров.

Кроме того, они обязаны публиковать в открытый доступ планы по увеличению технических возможностей морских и речных портов или ограничению услуг, сведения о конкурсах и издержках на содержание инфраструктуры, в том числе с детализацией по схеме и графику использования объектов. Среди услуг, подлежащих раскрытию, оказались предоставление причалов, погрузка, выгрузка, хранение и перевалка грузов.
«Субъект естественной монополии обязан не допускать отказов в заключении договоров с отдельными пользователями в пределах технической возможности портов», – поясняет разработчик.

Также предполагается, что стивидоры будут вести и реестр поступивших от клиентов заявок.

По данным пресс-службы ведомства, вопросы тарифного регулирования, дерегулирования и рыночного ценообразования в морских портах на днях рассмотрит методический совет ФАС России по тарифному регулированию.

По мнению стивидоров, отмена госрегулирования тарифов в портах привела к активному развитию инфраструктуры. В частности, президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ) Александр Зайцев инициативу ФАС России не поддержал. Реализация документа ни к чему хорошему не приведёт, пользы от него не будет.
«Проект не даст развиваться транспорту и портам страны, – считает эксперт. – В частности, речные порты и так находятся в сложных условиях, и такие административные меры негативно скажутся на их деятельности».

Он также добавил, что ассоциация ведёт работу с Минтрансом России, чтобы не допустить утверждения документа.

При этом российские морские порты к такой инициативе оказались не готовы, ни одна из стивидорных компаний не согласилась давать комментарии «Гудку» до выработки согласованной позиции.

Между тем руководитель ФАС России Игорь Артемьев ранее отмечал, что ведомство может вернуться к тарифному регулированию в портах из-за их резкого роста и перехода на валюту. Ведомство уже начало расследование по данному факту, а также направило всем хозяйствующим субъектам, оказывающим стивидорные услуги в морских портах, предупреждение о необходимости устанавливать цены на оказываемые услуги в российских рублях.

Однако Минтранс России инициативу также не поддержал. В ведомстве полагают, что возврат к ценовому регулированию приведёт к критическому снижению выручки стивидорных компаний, сложностям с обслуживанием и получением кредитов, в том числе валютных, сокращению иностранных инвестиций, а также к дефициту перевалочных мощностей. А такой эффект приведёт к демпингу российских товаров, росту доходов международных трейдеров, создаст преимущества для портов соседних государств и сократит налоговые поступления в бюджет.

По мнению заместителя министра транспорта Виктора Олерского, в минимизации нуждается не стоимость услуг, а число оказываемых осмотров и досмотров товаров путём одновременного прохождения контроля. Соответствующее письмо с позицией транспортного ведомства получил вице-премьер Аркадий Дворкович.

Дарья Белоглазова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31