28 февраля 2020 18:18

Рыночный тяжеловес

Успешно решить задачи организации вождения поездов повышенных массы и длины можно только при условии совместных усилий смежных хозяйств

40 лет назад инициатор вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов, машинист локомотивного депо Москва-сортировочная Рязанская Виктор Соколов, незадолго до этого удостоенный звания Героя Социалистического Труда, при норме 3,5 тыс. т успешно провёл состав весом пять тыс. т. Через четыре года Виктор Фадеевич доставил со станции Рыбное в Перово первый 10-тысячник, положив начало практике вождения в стране составов весом более 10 тыс. т.
Одно время тяжеловесы утратили было своё значение. Причина проста – резкое снижение объёмов перевозок. Сегодня же задача организации их движения даже более актуальна, чем прежде. Ведь они, как отмечено в стратегической программе развития ОАО «РЖД», позволяют не только увеличить пропускную способность участков дороги, но и сократить эксплуатационные расходы, повысить скорость доставки грузов. Можно сказать, что поезда повышенного веса становятся инструментом рыночной экономики и во многом способствуют сокращению эксплуатационных расходов.

О необходимости дальнейшего развития тяжеловесного движения говорилось и на недавнем технико-технологическом совете МЖД под председательством начальника магистрали Владимира Молдавера. Уже сейчас такие составы ходят по полигону МЖД. В первом полугодии с основных сортировочных станций отправлен 7341 поезд. 3520 – из Орехово-Зуево, 1451 – из Рыбного, 2367 – из Бекасово-Сортировочного.

Приоритетом в организации эксплуатационной работы на МЖД, по мнению специалистов Московской дирекции управления движением, является прохождение грузовых поездов повышенных массы и длины весом до девяти тыс. т с устройствами системы управления тормозами поезда (СУТП). Ныне грузовые массой девять тыс. т можно пропустить без остановки на участке от Вековки до Смоленска-Сортировочного. Но существуют и проблемы. На них и заострил внимание заместитель начальника дирекции Владимир Французов.
– Грузовые поезда массой девять тыс. т можно пропустить без остановки на участке от Вековки до Смоленска-Сортировочного, – заявил он. – Однако участок южного полукольца БМО при пропуске поездов данного веса и более является лимитирующим с интервалом попутного следования поездов не менее 20 мин. при использовании трёхсекционных локомотивов. Сдерживают перегоны Непецино – Яганово, Яганово – Усады, Столбовая – Кресты, Милохово – Ракитная. Существует также ряд проблем при пропуске поездов повышенных массы и длины по стыкам Московской и Северной дорог.

И это далеко не всё.

Говоря об основных задачах по развитию и ежесуточному контролю организации тяжеловесного движения на МЖД, движенцы предлагают установить контроль и обеспечить содержание в исправном состоянии необходимого количества локомотивов, оборудованных системами СУТП и ИСАВП-РТ.

Создать условия для вождения поездов массой девять тыс. т на участке Вековка – Бекасово-Сортировочное – Вязьма – Смоленск-Сортировочный. Снять временные инфраструктурные ограничения для пропуска тяжеловесных поездов, а также модернизировать лимитирующие элементы инфраструктурного комплекса.

Основная задача путейцев, по мнению начальника Московской дирекции инфраструктуры Михаила Старовойтова, – усиление и восстановление верхнего строения пути, ремонт искусственных сооружений и опор мостов. Так, на участке Бекасово-Сортировочное – Кубинка – Вязьма – Смоленск имеется четыре места с больным земляным полотном протяжённостью около семи км, наличествуют 10 мостов и один путепровод, относящиеся к дефектным. Здесь же находится 900 мест разжижения балласта, 176 из которых устранено. На участке Рыбное – Кинель (Кустарёвка) – семь мест с больным земляным полотном, два – с потенциально опасными насыпями, расположены девять дефектных мостов.

Необходимо усиливать инфраструктуру и по линии хозяйства автоматики и телемеханики. Так, на участках Черусти – Куровская – Бекасово-Сортировочное – Орехово-Зуево, Бекасово – Вязьма – Смоленск, Кустарёвка – Ряжск – Рыбное – Воскресенск – Бекасово необходимо заменить на усиленные 1882 дроссель-трансформатора, заменить на усиленные 3699 дроссельных перемычек, 58 однониточных рельсовых цепей на двухниточные. В числе прочих мер – оборудование участков обращения тяжеловесных поездов устройствами автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава на ходу поезда (КТСМ) и контроля схода подвижного состава (УКСПС).

Перед работниками хозяйства электрификации и электроснабжения стоит задача обновления и усиления устройств тягового электроснабжения со сроком службы более 40 лет, а также замены дефектных элементов контактной сети и устройств энергоснабжения. В первую очередь это касается участков с организованным тяжеловесным движением: Кинель – Рыбное, Бекасово – Вязьма – Смоленск – Орша, Орехово – Александров (БМО).

Свои предложения внёс и начальник Московской дирекции тяги Олег Кузнецов. Для организации тяжеловесного движения необходимо обновлять и модернизировать подвижной состав. На полигон МЖД в 2015–2016 годах поступило 30 магистральных тепловозов 2ТЭ25КМ, маневровые локомотивы ТЭМ7 и ТЭМ14, которые задействованы на ряде сортировочных станций. Организована работа по модернизации грузовых тепловозов серии ТЭ10 и М62. Олег Кузнецов предлагает оснастить современный подвижной состав системами СМЕТ и СУТП, позволяющими организовать движение длинносоставных и тяжеловесных поездов распределённой тягой при безусловном обеспечении безопасности движения. На взгляд локомотивщиков, требуется также разработать график движения данных поездов с пропуском по главным путям промежуточных железнодорожных станций, учитывая экономическую оправданность данного движения на отдельных участках, организовать обучение и повышение квалификации специалистов. Сегодня, по словам Олега Кузнецова, заключение на право вождения тяжеловесных поездов имеют 39 машинистов из депо Бекасово-Сортировочное, 38 – из депо Рыбное и 48 – из депо Орехово-Зуево.

Начальник МЖД Владимир Молдавер выразил уверенность, что успешно решить задачи можно только при условии совместных усилий смежных хозяйств. Он напомнил, что на недавнем заседании научно-технического совета под председательством президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова был подытожен ход реализации программы тяжеловесного движения. Начальник дороги подчеркнул, что программой развития тяжеловесного движения на железнодорожном транспорте России предусмотрена организация движения грузовых поездов максимальной массой девять тыс. т в направлении Кузбасс – Центр по участку МЖД Вековка – Куровская – Орехово. Но здесь имеется 14 деформирующихся и неустойчивых мест земляного полотна общей длиной 10 км, ограничивающих пропуск таких составов. Кроме того, на данных участках расположены объекты инфраструктуры, требующие реконструкции и модернизации, в том числе ИССО, посты ЭЦ, устройства автоблокировки. Для их ремонта и восстановления требуются значительные средства.
– Необходимо повысить вовлечённость, заинтересованность работников всех уровней, задействованных в перевозочном процессе, – считает Владимир Молдавер. – До тех пор пока машинист локомотива, дежурный по станции, горке, станционный маневровый диспетчер и другие не будут относиться с полной ответственностью к выполняемым обязанностям, мы не получим должного результата и в организации тяжеловесного движения.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31