22 октября 2019 07:14

Чтобы помнили

Завершаются съёмки художественного фильма «Коридор бессмертия», рассказывающего о подвиге железнодорожников во время блокады Ленинграда

Военно-историческая драма основана на реальных событиях строительства и работы железнодорожной ветки, которая связала осаждённый город и большую землю.
Фёдор Попов, режиссёр, соавтор сценария фильма «Коридор бессмертия»
В центре повествования – судьба вчерашних школьниц, переживших блокаду и добровольно записавшихся в 48-ю паровозную колонну особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, которая базировалась в депо Сортировочное. В их судьбах – история военного поколения.

– Фёдор Максимович, тема войны периодически поднимается в отечественном кино. Что вы нашли в ней нового, важного?
– Мы написали оригинальный сценарий, основанный на малоизвестных, но реальных событиях. Само существование этой дороги во время войны было засекречено, да и после войны о ней мало где упоминалось. А между тем по этой дороге было перевезено в Ленинград и обратно 75% грузов. Остальные 25% дала ладожская Дорога жизни. К апрелю 1943-го каждые сутки по железнодорожной ветке проходило до 35 поездов. Один поезд провозил до 1500 тонн, как 1000 «полуторок»! Страшная особенность этой дороги, названной тогда же самими железнодорожниками «Коридором смерти», в том, что вся работа на ней велась под постоянным обстрелом вражеской артиллерии и авиации. В целях маскировки поезда ходили ночью без сигнальных знаков. Случалось так, что, если впереди идущий поезд был разбомблён и останавливался, идущий следом мог столкнуться с ним. Тяжелейший труд – восстановление разбомблённого пути. Железнодорожники сбрасывали разрушенные вагоны под откос, тут же заменяли шпалы и рельсы и двигались дальше. Вместо семафоров сигнальщиками на каждом километре пути выставляли девчонок, их назвали «живыми светофорами». Мороз, ночь, обстрелы – всего этого они хлебнули сполна. Такие кадры тоже есть в нашем фильме. Тяжёлая история.

– А вы как о ней узнали?
– Из статьи Дмитрия Каралиса лет восемь назад, а затем подробнее из монографии писателя, военного историка Валентина Ковальчука. Потом подняли много документов, нашли реальных участников тех событий. Одна из них – Мария Ивановна Яблонцева, ставшая прототипом героини фильма. Она работала на дороге кондуктором. Мы и фамилию её лишь немного изменили – в фильме она Маша Яблочкина. А сама Мария Ивановна, слава богу, жива до сих пор и очень помогла в работе над фильмом.

– Вы говорите лишь о молоденьких девочках, закончивших накануне войны школу. Других персонажей сами придумали?
– Создавали образы в основном на основе биографий тех, кто работал на дороге. Например, был такой машинист паровоза Георгий Иванович Фёдоров, командир поезда. Сослуживцы его прозвали Жора Полундра. Когда началась война, он вынул из военного билета вкладыш, обеспечивающий бронь, и пошёл воевать во флоте. В его персонаже есть собирательные черты характеров многих людей военной поры: начальника 48-й колонны особого резерва НКПС Кошелев, начальника Октябрьской дороги Саламбеков и многих других.

– Не представляется возможным снять такой фильм без помощи железнодорожников. Ощущаете их участие?
– Конечно. Без них ничего бы не получилось. Снимали в депо на Октябрьской железной дороге, и участниками эпизодов стали работники депо, а некоторые из них даже получили роли с текстом. Всё старались делать по-настоящему. В депо, чтобы передать подлинную атмосферу, мы старались ничего искусственно не менять, а снимали работу по ремонту паровозов в подлинной обстановке. Только лозунги военные развесили, паровоз в депо загнали. Помогал в работе над сценарием как эксперт известный учёный в области железнодорожного транспорта профессор Борис Лапидус. Он также снялся в эпизоде вместе с народным артистом России Игорем Ясуловичем. Сработал, на мой взгляд, такой подход: один участник сцены – профессиональный артист, а другой – профессиональный железнодорожник. Получился интересный эпизод: оказалось, что по мастерству, по органике они достойны друг друга.
Показательный момент участия железнодорожников в работе над фильмом, когда нам нужно было снять поезд военных лет, идущий по Финляндскому мосту – по реальному маршруту того времени. Это была первая такая сложная съёмка. Я предполагал, что будут сложности – не просто скомплектовать такой поезд из музея и депо, организовать «окно» в движении поездов на этом участке, проезд самого ретропоезда. Мост является режимным объектом. Было задействовано три камеры, в том числе на управляемом вертолёте. Все подразделения Октябрьской дороги сработали очень чётко, мы сняли несколько интересных дублей этого эпизода, и я уже твёрдо поверил, что у нас всё получится.

– Вам ведь требовались и массовые сцены. Как выходили из этой ситуации?
– В Санкт-Петербурге проблем хватало: всё-таки крупный город, в котором часто снимается кино. Было много трудностей с массовкой, но мы их преодолели. А вот в Великом Новгороде многие люди, узнав, что снимается такой фильм, сами предлагали помощь и участие в фильме, причём бесплатно. Очень помогли губернатор Новгородской области С.Г. Митин, комитет по культуре Новгородской области, все, к кому мы обращались за помощью, не отказывали. Огромную бескорыстную поддержку нам оказало Министерство обороны, Союз ветеранов России. Потому что фильм – о наших отцах и дедах, матерях и бабушках, которые, не жалея жизни, победили врага. Мы ощущаем, что их подвиг мало кого оставляет равнодушными. Хотя исключения, конечно, бывают...

– Что сложнее – сами съёмки, их организация или моральный груз, ответственность правдиво передать атмосферу тех лет?
– Морально очень легко. Только аморальные фильмы снимать сложно. Когда ни душа, ни сердце не затронуты, когда снимаешь только ради заработка. А здесь всё подчинено светлой идее. Вдохновляет, когда видишь, что людям, участвующим в съёмках, это нравится. Или нравится тем, кому удалось увидеть первый отснятый и смонтированный материал.
А сложности, организационные и особенно финансовые, – они, конечно, есть, и ещё какие! Сегодня вообще трудно, практически невозможно в одиночку «поднять» фильм такого масштаба. Но, когда я с этими трудностями сталкиваюсь, вспоминаю, что в то время героям нашего фильма было намного сложнее. И с этой мыслью иду дальше.

– Что, помимо исторических событий, вы вкладываете в идею фильма?
– Я хочу показать войну глазами девчонок. В фильме Тарковского «Иваново детство» война представлена глазами мальчика, а у нас – этих 19-летних девочек, через их судьбы. Мне интересно такое исследование. В тяжелейшую пору, когда все жили и боролись на пределе своих возможностей, как рассказывала сама Мария Яблонцева, мужчины проявляли свои лучшие качества по отношению к женщинам, берегли и заботились о них. Сильные помогали, оберегали слабых. Цинизм, корыстолюбие, стяжательство были не в моде. Очень многие люди, включая начальство, работали за идею, за Родину. Я надеюсь, что у тех, кто посмотрит наш фильм, произойдёт хотя бы частичная переоценка ценностей.
Стараюсь сделать так, чтобы фильм был не просто патриотическим, но и нёс в себе сильную эмоцию, заставлял сопереживать. Это фильм об истории нашей страны через конкретные судьбы железнодорожников. В стране сейчас трудится более миллиона железнодорожников, и за каждым из них – члены их семей. Если они посмотрят наш фильм, оценят его и не останутся равнодушными, то для меня это будет победа. Не говоря о других зрителях страны.

– Приближается праздник – День железнодорожника. Что бы вы им пожелали?
– Российские железные дороги связывают не только разные уголки нашей Родины, они объединяют судьбы разных людей. Визитной карточкой ОАО «РЖД» являются чёткая организация труда и порядок, а также высокий профессионализм и беззаветная преданность сотрудников своему делу, своей профессии. Об этом свидетельствует славная история российских железных дорог, в том числе и во время блокады Ленинграда. Именно об этом мы хотим сказать в нашем фильме «Коридор бессмертия». Огромное спасибо за ваш труд. От всей творческой группы фильма поздравляю весь коллектив отрасли, ветеранов российских железных дорог с этим профессиональным праздником! Мира и добра вам и вашим семьям.

Беседовала Дарья Чикиркина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Выбор редакции

Летний призыв