16 декабря 2019 03:20

Любовь на всю жизнь

Потомственные железнодорожники Желтовы – надёжная опора во всех деповских начинаниях

Семью потомственных железнодорожников Желтовых знают и ценят не только в родном Железнодорожном, но и на всей столичной магистрали. Живут они в добротном частном доме, по старой русской традиции большой семьёй, несколько поколений под одной крышей. Это, пожалуй, лучше всего отражает их жизненный принцип: во всём друг друга поддерживать и щедро делиться накопленным опытом.
– На Московской железной дороге меня называют основателем рабочей династии машинистов, – рассказывает Геннадий Константинович, глава большой семьи Желтовых. – Но правильнее было бы отсчёт трудового стажа работы нашей семьи на транспорте вести от родителей. Они тоже когда-то работали на железной дороге и с детских лет пробудили у нас с братом Виктором интерес к этой отрасли, который потом перерос в любовь на всю жизнь.

Мать Вера Михайловна всю войну отработала на станции Кусково оператором при маневровом диспетчере. На эту станцию, демобилизовавшись из Красной армии после серьёзного ранения на фронте, устроился нормировщиком и Константин Григорьевич Желтов. Здесь они и познакомились, полюбили друг друга, а вскоре сыграли скромную свадьбу. В 1947 году в молодой семье железнодорожников родился первый сын Геннадий, а через 2 года – младший Виктор.
– Когда пришло время выбирать профессию, я уже точно знал, что хочу быть машинистом. – Помимо родителей, большое влияние оказал и наш дядя Александр Григорьевич. Он работал машинистом паровоза в депо Домодедово, часто рассказывал нам, мальчишкам, о своей профессии, которая всегда считалась ведущей и самой престижной на железнодорожном транспорте.

Рассказы Александра Григорьевича о любимом паровозе, который он боготворил, для братьев Геннадия и Виктора звучали лучше самых чудесных сказок. В свободное время они бежали на станцию и часами наблюдали, как подготавливали локомотивы к рейсам, провожали поездные бригады в путь. Так что решение выучиться на машиниста у Геннадия твёрдо созрело ещё в школьные годы. И после окончания Савинской школы-семилетки № 6 он подал заявление в известный в советские времена всей стране Московский железнодорожный техникум имени Дзержинского. Избрал довольно перспективный факультет – ЭПС (электроподвижной состав).

На горьковском направлении до войны в 30-е годы был электрифицирован участок от станции Москва-Курская до Обираловки, так тогда ещё называлась станция Железнодорожная. А после войны работы полным ходом развернулись на всём направлении, и электропоезда сначала пошли до Фрязева, а потом и до Ногинска, Владимира. Эти плечи обслуживали локомотивные бригады депо Железнодорожная, и многим из паровозников пришлось переучиваться на машинистов электровозов и пригородных электричек.

А когда школу-семилетку через два года окончил и Виктор, Геннадий уговорил и его подать заявление в техникум на тот же факультет. Впрочем, уговаривать особо не пришлось. Геннадий Константинович сейчас с улыбкой вспоминает, как жёстко и решительно заявил Виктору: «Если не отвезёшь документы в мой техникум, то я тебя больше не буду считать своим братом». И он не посмел ослушаться. И тоже ни разу не пожалел о своём решении.

Железнодорожный техникум Геннадий завершил успешно, ему не терпелось поскорее приступить к работе, отправиться в первый рейс на электричке. Однако с поездной практикой пришлось повременить: сразу после получения диплома ему пришла повестка в армию. Сначала, конечно, расстроился, что не успел посидеть в кабине машиниста. Но вернувшись, уже не считал время, проведённое в армии, потерянным для себя. На службе освоил специальность связиста, и это очень пригодилось ему в работе. Теперь он наконец-то получил должность помощника машиниста, а через два года – и заветные права машиниста.

До сих пор с особой теплотой отзывается он о своих наставниках Александре Васильевиче Лапочкине и Василии Алексеевиче Вощёнкине.
– Меня поражали не столько их эрудиция, сколько отношение к своим служебным обязанностям. Мне кажется, за много лет работы в депо они не позволили себе ни разу нарушить ни одну инструкцию, сознавая, что машинистам доверена жизнь пассажиров, их безопасность в пути. Именно это они старались внушить и нам, молодым.

Сколько рейсов совершил Геннадий Константинович за 30 лет работы на электричках серии ЭР, сколько часов за это время провёл в кабине машиниста, и не сосчитать. Когда я поинтересовался, какая из поездок ему особо запомнилась, он так и не нашёлся, что ответить. Вместо этого с гордостью показал мне свои отраслевые награды – значок «Почётному железнодорожнику» и два знака, вручённые Желтову-старшему за безаварийный пробег 500 тыс. и 1 млн км. У локомотивных бригад эти награды считаются самыми престижными. А благодарностей от руководства отделения, управления Московской дороги, МПС набралось столько, что пришлось в его трудовой книжке сделать дополнительный вкладыш. Работая на железной дороге, Геннадий Константинович, как когда-то и его отец, обрёл и своё семейное счастье, познакомившись с молодой дежурной по станции Москва-пассажирская-Курская. Сегодня Нина Васильевна, как и супруг, имеет знак «Почётный железнодорожник».

Прошло уже более 10 лет, как Геннадий Константинович уволился из депо, но и поныне там немало тех, кто отправлялся в поездки помощниками машинистов вместе с Желтовым, кому он стал наставником. А сам Геннадий Константинович особо гордится, что одним из его учеников был сын Василий.
– Мне было всего три года, когда отец взял меня в депо, показал кабину машиниста, – вспоминает Василий. – Другой профессии я для себя с детства не представлял. Правда, после окончания средней школы мама настояла, чтобы я поступил в МИИТ, получил высшее образование. Я не стал её огорчать, учился на факультете «Электрификация железных дорог», получил диплом инженера-электромеханика. Но после окончания вуза всё равно пошёл работать машинистом в депо Железнодорожная, которое к тому времени стало моторвагонным. И в первые поездки выходил вместе с отцом на ЭР2.

Впоследствии Желтову-младшему доверили принять единственный в своём роде экспериментальный состав ЭД4М-0155. В течение 5 лет отправлялся он на нём в скоростные рейсы до Владимира, лелея, как личную автомашину, принимая активное участие в техническом обслуживании и текущем ремонте электрички. В депо мне сказали, что по мастерству вождения пригородных пассажирских поездов Василий Геннадьевич уже превзошёл своего отца. Не случайно его в депо назначили на должность старшего машиниста.

Трудовая биография Виктора Желтова и его сына Андрея удивительным образом схожа с судьбой старшего брата. Виктор Константинович также после учёбы и армии пришёл в депо Железнодорожная. Так же как и у брата, эта запись в трудовой книжке стала единственной, а вот на страницах благодарностей записям тесно. Как и старший брат, стал машинистом первого класса, был удостоен знаков за безаварийный пробег 500 тыс. и 1 млн км.

В одно трудно поверить: за 30 с лишним лет работы вместе на одном предприятии родным братьям Виктору и Геннадию так ни разу не удалось отправиться в рейс в одной локомотивной бригаде. И их сыновья Василий и Андрей, которые с детства мечтали вместе водить поезда, тоже ни разу в одной команде не оказались. Парадокс, но они не в обиде, говорят, просто случая не представилось, но на самом деле чувство, что работаем вместе, присутствует постоянно, ведь видимся каждый день и дома, и в депо.
– Желтовы, как старшие, так и их сыновья, всегда были надёжной нашей опорой во всех деповских начинаниях, – сказал мне заместитель начальника депо по эксплуатации Иван Владимирович Павлов. – На них всегда можно положиться, знаем, не подведут, а если потребуется, то и выручат. На транспорте многие годы больше, чем в других отраслях, насчитывалось рабочих династий. Это наша гордость.

Владимир Чистов




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Выбор редакции

Летний призыв