14 декабря 2019 11:18

Эстафета развития

Окончание. Начало см. на 2-й полосе

Управление движением: новый уровень

В период реформирования отрасли особая роль принадлежит системе управления перевозочным процессом. Именно на этот комплекс ложится основная ответственность за реализацию ключевой задачи по удовлетворению растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом. Сегодня можно утверждать, что компания смогла адаптироваться к новым условиям, став более гибкой в обеспечении технологических процессов при взаимодействии с нашими партнёрами.

Основа основ – это организация движения поездов. И в этом направлении за прошедший период сделано немало.

В первую очередь изменился подход к формированию основного документа организации перевозочной деятельности – графика движения поездов.

На первое место поставлен баланс интересов пассажиров высокоскоростных, пассажирских и пригородных поездов с интересами грузоотправителей и грузополучателей – при разработке расписаний различных категорий грузовых поездов.

Синхронизация сроков ввода нового графика движения и утверждения годового бюджета ОАО «РЖД» устранила многие проблемы несогласованности их параметров. Теперь эти ключевые документы начинают действовать одновременно, а не с разрывом в полгода, как это было раньше. Основной смысл здесь в том, чтобы сократить долю прогнозных данных, а базироваться на чётких цифрах бюджета производства.

Созданная вертикаль управления движением последовательно реформировала систему управления перевозочной деятельностью. Появились дорожные диспетчерские центры, где сегодня сконцентрированы все необходимые средства и технологии управления движением в границах дорог. Это позволило существенно сократить нагрузку на диспетчерский аппарат. Благодаря новым информационным системам средняя протяжённость диспетчерских участков выросла почти на треть.

Однако для дальнейшего повышения качества перевозочной деятельности нужны были новые – полигонные – технологии! Первым шагом в этой работе явилось создание семи центров управления тяговыми ресурсами. Их задачей на сегодняшнем этапе стала отработка принципов управления локомотивным парком на удлинённых плечах и создание сквозной технологии уже не в границах дорог, а на более протяжённых технологических полигонах. Сегодня принципы полигонного управления планируется внедрить и на другие важные элементы перевозочного процесса – маршрутизацию вагонопотоков, сквозную технологию проведения «окон», план формирования и организацию движению поездов.

В рамках пилотного проекта идёт подготовка к созданию регионального центра управления Восточным полигоном в Иркутске. С привлечением отраслевой науки в этом году необходимо подготовить научно-методическую базу для сопровождения поэтапного перехода на полигонные принципы управления.

При этом на всех этапах технологических преобразований важнейшая роль принадлежит железнодорожным станциям как ключевому управленческому звену. Именно здесь связываются в единое целое производственные процессы всех вертикалей – движения, инфраструктуры, тяги, предоставления услуг, поэтому полномочия и ответственность начальников станций как управленцев и координаторов должны усиливаться.

Основой бесперебойной работы сети были, есть и будут сортировочные станции, которые ещё нашими дедами названы фабриками маршрутов. Это определение актуально и сегодня.

Анализируя динамику изменения качественных показателей за последние 5 лет, нельзя не отметить сокращение простоя транзитного вагона с переработкой с 16,5 часа в 2011 году до 11,4 часа в 2015-м и без переработки – с 3,1 до 2,5 часа соответственно.

В компании принята и реализуется Программа развития сортировочных станций ОАО «РЖД» до 2025 года. Это стратегический документ, определяющий десятилетнюю перспективу и целевые ориентиры по освоению объёмов перевозок, этапы модернизации предузловых станций, переход от информационного режима автоматизированных систем к выработке управляющих решений.

Сегодня сеть ежесуточно грузит и выгружает более 100 тыс. вагонов. Всё, что связано с обеспечением погрузки и выгрузки, с планированием грузовых перевозок, входит в круг приоритетных задач по совершенствованию работы станционного комплекса. Здесь очень важно, чтобы станции стали единым центром ответственности за качество этих процессов, за эффективное взаимодействие с грузоотправителями на местах. И этот подход будет поэтапно реализован.


Технологии, ориентированные на клиента

Все задачи, которые холдинг «РЖД» решает в области технологий, должны быть ориентированы на потребности клиента, обеспечение конкурентоспособности и качества наших услуг.

Логистические компании, входящие в холдинг, такие как GEFCO, «ТрансКонтейнер», Федеральная грузовая компания, активно развивают комплексные услуги, реализуют интермодальные сервисы не только на российском, но и на международном транспортном рынке. Совместно с Центром фирменного транспортного обслуживания эти компании проводят целенаправленную работу по созданию комфортной технологической среды для грузоотправителей через координацию взаимодействия, сокращение бумажной волокиты, создание СRM-системы, каталогизацию услуг. В этом году количество документов, которые необходимо оформить клиенту для доступа к услугам перевозки, сократилось с нескольких десятков до четырёх. И мы не останавливаемся на достигнутом.

В компании проводится системная работа по развитию новых продуктов. Так, перевозка грузов с согласованным временем отправления и прибытия является инновационной услугой, которая, с одной стороны, позволяет грузовладельцам оптимизировать доставку сырья и сбыт продукции с достижением экономического эффекта, а с другой – способствует получению дополнительных доходов ОАО «РЖД». В рамках реализации данной услуги в 2015 году перевезено 23 тыс. грузовых поездов, что на 59% больше, чем в 2014 году. Уже в 1-м квартале текущего года отправлено более 6 тыс. поездов на договорной основе, это выше прошлого года на 34%.

В настоящее время долгосрочные договоры на организацию перевозок по расписанию заключены с крупными холдингами – ОАО «СУЭК», ОАО «Мечел», ОАО «Сибур Холдинг», ООО «МеталлИнвест», АО «РН-Транс», ПАО «Северсталь», ПАО «Уралкалий» и другими.

Для удобства малых и средних клиентов и привлечения высокодоходных грузов внедрена система «Грузовой экспресс», предусматривающая календарную их погрузку, концентрацию вагонов на определённой станции с дальнейшим формированием технического маршрута и его отправлением по специально разработанному расписанию. В рамках этого проекта уже организовано отправление грузовых поездов из Москвы и Санкт-Петербурга в Екатеринбург, Новосибирск и Иркутск, из Новосибирска в Хабаровск и Нерюнгри, зерновых грузов со станций Московской и Юго-Восточной железных дорог в Новороссийск, а также на ряде других направлений.

Не могу не отметить важность сотрудничества с портами. Примером эффективного взаимодействия с партнёрами является работа Лужского железнодорожного узла, где реализуются самые современные технологии на стыке двух видов транспорта – система управления роспуском, позволяющая организовывать сортировочный процесс одному человеку, управление горочным локомотивом без участия машиниста, специальный автоматизированный режим роспуска вагонов с опасными грузами, электронный документооборот, система закрепления подвижного состава без участия человека. Это уже позволило достичь в порту Усть–Луга рекордной выгрузки – более 3300 вагонов в сутки.

Но резервов в этом направлении ещё много, и в первую очередь в организации технологии подвода грузов, исключающей такое явление, как «брошенные» поезда, которые несут убытки и железнодорожникам, и клиентам. Если в 2012 году их простаивало каждые сутки более 200, то сегодня их число сокращено в 6 раз, но и этого недостаточно для обеспечения ритмичной работы сети. За счёт гибкой системы планирования, при которой погрузка в адрес портов напрямую зависит от фактической выгрузки, компания ставит перед собой задачу не допускать отставления от движения гружёных маршрутов на подходах к портам. И, конечно, важнейшим в этой связи является взаимосогласованное развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры, современное оснащение фронтов выгрузки, точное планирование подхода флота.

Кроме того, в рамках взаимодействия с другими видами транспорта большое внимание уделяется стабильной работе паромных переправ с Сахалином, Республикой Крым и Калининградской областью. Эти перевозки требуют максимальной слаженности действий всех участников процесса, поскольку зачастую только они обеспечивают транспортную доступность регионов.

Холдинг «РЖД» оценивает свою работу не только внутренними технологическими показателями, но и через индикаторы, важные для клиентов, – это прежде всего надёжность и сохранность перевозимых грузов.

Если говорить о надёжности, то сегодня доставляется в срок более 97% грузов, а ещё 5 лет назад эти параметры не превышали 78%. Планомерно повышается и сохранность грузов – с 2003 года количество несохранных перевозок снизилось более чем в 8 раз.

Оценка нашей работы самым многочисленным сообществом клиентов – пассажирами, конечно, особенно важна для компании. ОАО «РЖД» ведёт комплексную работу по улучшению пассажирского сервиса.
Увеличение регулярности скоростных поездов «Сапсан» на участке Москва – Санкт-Петербург позволило по итогам 2015 года перевезти более 3,5 млн пассажиров. Это более чем в 2 раза превышает уровень 2010 года, первого полного года эксплуатации, и на 37% выше уровня 2014 года.

Продолжается развитие программы «Дневной экспресс». За 5 месяцев дневными поездами перевезено свыше 3,7 млн пассажиров. Рост составил 27% к уровню прошлого года. Доля перевозок данными поездами в общем объёме составляет 12%.

Качественно изменились и наши вокзалы – сегодня они всё больше отвечают требованиям времени, и эта работа продолжается.

Заинтересовать пассажира услугами железнодорожного транспорта можно, в первую очередь неукоснительно соблюдая расписание движения. Наши клиенты должны быть уверены, что здесь неприятных сюрпризов не будет!

В компании ужесточены подходы к контролю над графиком. С 2011 года отслеживаются любые отклонения по каждой станции посадки и высадки пассажиров. Точность движения непрерывно растёт, и в 2016 году впервые за всю историю график отправления пассажирских поездов превысил 99%!

Считаю, что здесь ещё имеются значительные резервы. Для их использования 2016 год объявлен Годом пассажира.


Информационная поддержка преобразований

Развитие процесса управления перевозками требует новых подходов по работе с огромными информационными потоками.

На современном этапе информационные технологии уже обеспечили значительный качественный шаг в управлении, но их потенциал ещё далеко не исчерпан. Новое требование к информационным системам – экономическая оценка принимаемых решений.

Благодаря системе «АС-Модель» впервые обеспечен комплексный подход к формированию оптимального варианта пропуска поездов на основе сравнения себестоимости участков инфраструктуры. В рамках данной разработки решаются задачи планирования, как долгосрочного (капитальных вложений), так и краткосрочного – для технологических аспектов эксплуатационной работы в виде оптимального, рассчитанного по себестоимости плана пропуска вагонопотоков по сети.

И конечно, развитие технологий невозможно без современных информационно-управляющих систем. Особое место среди таких проектов компании занимает «Единая интеллектуальная система управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте – ИСУЖТ». Основной целью её создания является повышение экономической эффективности деятельности холдинга «РЖД» за счёт реализации скоординированного управления и единой информационной модели, описывающей сквозные производственные процессы. Суть проекта заключается в создании автоматизированного центра поддержки принятия решений, позволяющего управлять производственными процессами в реальном времени, планируя, моделируя и прогнозируя развитие ситуаций в целом.

Результатом проводимой работы станет достижение целевых параметров, установленных Стратегией развития холдинга до 2030 года.


Курс на экономику

Государство – единственный акционер ОАО «РЖД», и, безусловно, решение государственных задач является для нас главным приоритетом. В то же время компания, как коммерческая организация, обязана работать прибыльно. У неё должны быть ресурсы для развития, возможности предлагать клиентам новые привлекательные транспортные продукты.

Рост тарифов на услуги железнодорожного транспорта на протяжении 10 лет значительно отставал от темпов инфляции в стране. Тем самым российские железные дороги поддержали ряд отраслей экономики, снижая транспортную нагрузку на них. В текущем году, несмотря на 9-процентную индексацию тарифов, за счёт расширения границ тарифного коридора и предоставления скидок реальный рост тарифов не превысит 7,5%. При этом ОАО «РЖД», как субъект экономики страны, выплачивает зарплату работникам, потребляет ресурсы, ремонтирует пути и локомотивы, испытывая колоссальное ценовое давление на себестоимость своих услуг. И свои экономические задачи компания решает прежде всего за счёт реализации мероприятий по повышению технологической и технической эффективности. К примеру, производительность труда за 11 лет (с 2004 по 2015 год) возросла в 2,5 раза, а средний вес грузового поезда по итогам 2015 года увеличен к уровню 2004 года на 296 тонн. Но если представить, что этих улучшений не состоялось бы, то ежегодные дополнительные затраты превышали бы 13 млрд руб.

В текущем году разработана Программа по оптимизации операционной и инвестиционной деятельности. Достижение параметров программы обеспечивается путём реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности использования тягового подвижного состава, внедрение полигонных технологий, повышение уровня маршрутизации, качества работы сортировочных станций, повышение производительности труда, совершенствование закупочной деятельности и т.п. Особое внимание уделяется вопросам сокращения непроизводительных потерь, возникающих на стыках взаимодействия производственных подразделений. В этой работе компания использует как технологические, так и экономические меры стимулирования, например через систему контроля исполнения наряд-заказов между производственными подразделениями. И результаты уже есть: за 5 месяцев непроизводительные потери в работе локомотивных бригад снизились к прошлому году на 12%, что позволило сэкономить более 290 млн руб.


Задача: не стоять на месте

Компании предстоит решать вопросы дальнейшего повышения эффективности за счёт внедрения новых технологий, технических и управленческих решений при организации перевозочного процесса. Активно используются резервы в расширении возможностей совмещения профессий, в организации работы локомотивных бригад в одно лицо. Повышается качество ремонта объектов инфраструктуры, в том числе за счёт применения прогрессивных методов ремонта, ужесточения условий приёмки в эксплуатацию. Серьёзное внимание уделяется эффективности использования малоинтенсивных линий.

Наш главный принцип: каждый затраченный и вложенный рубль должен приносить пользу и работать на эффективность отрасли.

Реализация задач, поставленных Программой структурной реформы, показала, что компания способна развиваться и адаптироваться к потребностям рынка. Это демонстрирует анализ показателей работы российских и зарубежных железных дорог. Грузонапряжённость на сети ОАО «РЖД» является второй в мире после Китая, и она почти в 9 раз выше, чем в Германии. При протяжённости сети в два раза меньше, чем в США, российские железные дороги обеспечивают грузооборот, сопоставимый с дорогами первого класса Северной Америки, где практически отсутствует пассажирское движение, а по объёмам перевозок пассажиров в 2 раза превышают такие ориентированные на пассажирское движение системы, как железные дороги Франции и Германии. Очевидно, что у российских железных дорог свой, уникальный путь развития, учитывающий масштабы стоящих перед отраслью технологических, технических, экономических и социальных задач.

Ситуация в стране и мире стремительно меняется. Появляются новые возможности, развиваются новые рынки и технологии. И совершенно очевидно, что нам нужно продолжать движение вперёд! Нужно думать об инновациях, активно развиваться за счёт внутренних ресурсов, сокращать неэффективные издержки, сохраняя ключевой актив – коллектив профессионалов, работающих в компании. Нам нужно быть открытыми к обществу и бизнесу. В этом движении и есть наш успех.

Задачи, которые определены нашими стратегическими документами, амбициозные, но конкретные, взвешенные и достижимые.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Выбор редакции

Летний призыв