17 января 2020 19:54

Ищите терпения в общении

Эффективность работы любого производства зависит от морально-психологического климата в коллективе

Считаю, что наш уважаемый «Гудок» поступает совершенно правильно, периодически обращаясь к своим читателям с какими-то вопросами. Получается своеобразный заочный диалог, на мой взгляд, очень полезный и нужный. Изредка и я принимаю в нём участие.
Знание этики и психологии взаимоотношений между людьми поможет молодому специалисту в выборе правильного решения
«Каких знаний и навыков не хватает молодым работникам, выпускникам отраслевых учебных заведений, которые приходят на производство?» – такой «Вопрос дня» был опубликован в «Гудке» 14 апреля.

Большинство читателей, ответивших на этот вопрос, высказались за то, что молодым специалистам не хватает практических навыков – даже с простыми трудовыми операциями они порой не могут справиться. Одним словом, в процессе учёбы надо увеличивать время для практических занятий.

Отвечали в основном люди с техническим образованием. Спорить с ними я не собираюсь, как говорится, им виднее. Но поскольку моё образование не техническое, а гуманитарное, педагогическое, выскажу, если позволите, и своё мнение.

На мой взгляд, выпускникам отраслевых (да и не только) вузов и техникумов не хватает культуры делового общения. В технических учебных заведениях этому уделяется очень мало внимания. Даже в наших, педагогических, вузах и то недостаточно. По себе знаю.

Отсутствие культуры делового общения, особенно у руководителей, очень быстро негативно сказывается на морально-психологическом климате в трудовом коллективе, а значит, и на производственных результатах.

Молодые специалисты со средним и высшим техническим образованием, как правило, недолго остаются на производстве рядовыми работниками. Полгода не прошло – глядишь, а он уже мастер, бригадир, начальник участка. А порой и сразу со студенческой скамьи. Это неплохо – доверие стимулирует, вдохновляет, окрыляет.

Но бывает и так, что руководящая должность, пусть даже небольшая, начальная, кружит молодому человеку голову. И тут появляются высокомерие, заносчивость, пренебрежительное отношение к окружающим. Не зря ведь пусть грубовато, но верно в народе говорят: «Я – начальник, ты – дурак, ты – начальник, я – дурак!» Так быть не должно.

Не должен молодой руководитель разговаривать с пожилым работником, да и вообще с кем бы то ни было, на повышенных тонах, приказным порядком, обращаться к нему на «ты», а не по имени-отчеству. Всегда в таких случаях привожу в пример отношения главных героев фильма «Адъютант его превосходительства». Генерал Ковалевский говорит своему адъютанту капитану Кольцову: «Павел Андреевич, прошу вас…» Это не просьба, это приказ, обязательный для исполнения, но отданный в вежливой, тактичной форме, показывающей уважение к подчинённому, к его личности, к его человеческому достоинству. Если такие взаимоотношения возможны в армии, тем более они необходимы на гражданке, на железнодорожном транспорте в том числе.

И это не панибратство, как считают некоторые. Это не разложение, а наоборот, укрепление трудовой дисциплины. А ещё сильное средство мотивации к честному, добросовестному труду.

Вспомнил ещё один пример – эпизод из фильма «Пётр Первый». Царь обратился к русским купцам, призывая их успешнее торговать, соперничать с иностранцами. Одного из них при этом назвал по отчеству. Тот буквально обомлел: «Да если ты, батюшка, нас так величать будешь, мы тебе горы свернём!»

Люди всегда стремились жить в мире и согласии, во взаимном уважении. Об этом говорят и народные сказки, басни, пословицы и поговорки, религиозные заповеди. Везде, как правило, добро берёт верх над злом, правда торжествует над кривдой.

Вот о чём нужно как можно больше и чаще беседовать с молодёжью, показывать ей пример. Всегда и во всём необходимо руководствоваться золотым правилом этики. Его ещё в VI веке до нашей эры сформулировал в своём учении китайский философ Конфуций: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». В разные времена в разных странах оно звучало по-разному, но суть его не менялась: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе!», «Чего в других не любишь, того не делай сам!», «Не делай другому того, чего не желаешь себе!» и т.д.

Подводя итог тому, о чём шла речь выше, хочу сказать, что эффективность работы любого производства, любой организации в значительной степени зависит от так называемых человеческих ресурсов, включая как непосредственных исполнителей, так и весь административно-управленческий персонал. Самая современная техника, самые «умные» машины и механизмы, самые прогрессивные технологии и передовые методы труда – всё это продукт ума и рук человека. Бесценен человеческий капитал, но хранить его мёртвым грузом не следует. Его надо рационально и эффективно использовать, приумножая тем самым и, я бы добавил, бережно относясь. Задача непростая, но знание этики и психологии взаимоотношений между людьми поможет успешному её решению.

Отрадно сознавать, что в нашей отрасли, которой я отдал всю свою трудовую жизнь, этой теме с каждым годом уделяется всё больше внимания. На железных дорогах появились кодексы корпоративной этики, реализуется сетевой проект «Живая культура. Шаг развития». Всё чаще данные вопросы вносятся в повестку деловых совещаний, молодёжных форумов, профсоюзных собраний. И результаты есть!

На одном из предприятий в правилах внутреннего распорядка прочёл четверостишие, которое мне запомнилось и очень понравилось:
В общеньи друг с другом ищите терпенья,
Не надо кричать и стучать кулаком.
Но если дошли уж до точки кипенья,
Варите хотя бы тогда котелком.


Весьма кстати здесь, на мой взгляд, и строки из песни нашего известного поэта Булата Окуджавы: «Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова».

Павел Фридман,
почётный железнодорожник
и почётный ветеран ЗСЖД,
заслуженный учитель России
Новосибирск




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Выбор редакции

Летний призыв