21 сентября 2019 12:41

Служебное соответствие

В учебных центрах профессиональных квалификаций рабочих готовят по новым программам, разработанным на основе утверждённых профстандартов

В этом году профессиональными стандартами будет охвачено уже более 60% работников холдинга «РЖД».
С 2012 года, когда в стране началось формирование Национальной системы квалификаций (НСК), разработано уже 29 профессиональных стандартов по 65 железнодорожным профессиям и должностям. Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте продолжает свою работу – в процессе создания находятся ещё 15 профстандартов.
«Если раньше мы делали упор на рабочие специальности, то в этом году – на должности инженерно-технических работников, руководителей и специалистов с высшим образованием, – говорит первый заместитель начальника департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Андрей Тихомиров. – До 2018 года мы планируем охватить все 204 специфичные для железнодорожного транспорта профессии».

Создан Обзор отраслевого сектора рынка труда, который содержит информацию о том, сколько работников, по каким профессиям и на каких предприятиях трудятся.
«К сожалению, в этой работе не участвовали метрополитены и промышленный транспорт, надеемся, что это произойдёт в текущем году, – рассказывает генеральный директор объединения «Желдортранс» Сергей Чаплинский. – Предполагается, что в будущем обзор станет основанием для распределения бюджетных средств в отраслевые учебные заведения. Поэтому мы заинтересованы не только в развитии системы профессиональных квалификаций, но и транспортного образования».

Отраслевой Совет по профессиональным квалификациям участвует в разработке и экспертизе документов не только для сугубо железнодорожных, но и для сквозных профессий, к примеру, таких, как сварщик или бухгалтер. Важно учесть в них особенности работы на предприятиях ОАО «РЖД». «За прошлый год мы просмотрели более 100 сквозных профстандартов и на 83 из них дали существенные замечания, которые были удовлетворены Министерством труда», – замечает Андрей Тихомиров.

Внедрение профессиональных стандартов для госкомпаний станет обязательным с 1 июля 2016 года. Насколько работники отвечают требованиям профстандартов, будут определять в независимых центрах оценки квалификаций. В железнодорожной сфере такой центр создан на базе отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта («Желдортранс»).
«В компании есть развитая сеть учебных центров профессиональных квалификаций. В других отраслях такого инструмента нет. Поэтому там вынуждены создавать региональные центры оценки персонала. Мы пошли по другому пути: главный центр в Москве, а его экзаменационные подразделения – на базе УЦПК», – говорит вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов.

В 2015 году в рамках пилотного проекта оценку квалификации прошёл 421 работник Московской и Западной-Сибирской дорог по двум профстандартам: «Оператор поста централизации, оператор сортировочной горки» и «Работник по управлению и обслуживанию локомотива».

По словам первого заместителя начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Николая Захарова, апробация прошла успешно, однако работники не получили соответствующие сертификаты, поскольку документ до сих пор не утверждён на государственном уровне, его статус не определён.

Внедрение системы оценки квалификации напрямую коснётся отраслевого образования. На основе утверждённых профстандартов для рабочих профессий уже разработано 20 новых учебных программ. С февраля этого года пилотные проекты по обучению по этим программам стартовали на базе УЦПК.
«Раньше обучение осуществлялось попредметно, то есть сначала шёл теоретический цикл, затем производственная практика, экзамен и присвоение соответствующей квалификации. В основе новой программы лежат требования самого профстандарта, – поясняет заместитель начальника Управления персоналом ОАО «РЖД» Игорь Чирва. – Обучение состоит из модулей: первый, общепрофессиональный, содержит требования к знаниям сотрудниками ПТЭ, инструкции сигнализации и других документов. Следующий модуль для каждого работника формируется на основании его трудовой функции. Даются теоретический курс для её освоения и практическое обучение на базе УЦПК. Затем – производственная практика на предприятии и присвоение квалификации».

В этом году на основе утверждённых профстандартов для рабочих кадров будет разработано ещё 10 программ подготовки. Также запланировано создание стандартов для высшего и среднего профессионального образования. Для этого учебные дисциплины и материалы, которые полностью или частично покрывают требования профстандартов, будут оценены с точки зрения их полноты и актуальности.

Кроме того, планируется проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Пилотный проект стартует в ИрГУПСе и Московском колледже железнодорожного транспорта.
«Сейчас мы готовим экспертов, чтобы оценка содержания образования прошла наиболее объективно. Сегодня профстандарты для использования в системе ВПО и СПО пока ещё есть не в полном объёме, поэтому полноценный механизм для проведения профессионально-общественной аккредитации будет создан в следующем году», – пояснил Игорь Чирва.

Юлия Соловьёва




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв