21 сентября 2019 16:04

На Октябрьской создали тренажёр «Горящий поезд»

Валерий Танаев, главный инженер Октябрьской дороги

– Валерий Фаритович, почему появилась необходимость создания огневого тренировочного комплекса «Искра-14И» и что он собой представляет?
– Совместно с Дирекцией тяги и Северо-Западным филиалом ОАО «ФПК» мы проанализировали специфику пожаров в пассажирских поездах и наиболее пожароопасные зоны в локомотивах за последние 15 лет. Исходя из полученных данных создали два вагона-тренажёра. Они созданы на основе контейнеров. Пассажирский вагон-симулятор включает в себя рабочий и нерабочий тамбуры, системы отопления, микроволновую печь, купе проводника, плацкартный отсек и купе. В симуляторе локомотива точки возгорания выведены на двигатель, кабельные каналы, высоковольтную камеру, пульт управления в кабине.

– Как работает тренажёр?
– Управление тренажёром происходит с пульта, где сидит оператор, который и задаёт пожарные ситуации. Например, в симуляторе локомотива создаётся эффект задымления с помощью театрального дыма. Идёт световая и звуковая имитация, например, работающего двигателя или сигнализации. Машинист или помощник, зайдя внутрь, должны оценить обстановку. Если площадь возгорания менее 2 кв. м, они должны взять огнетушители. Если площадь пожара больше, порядок действий уже другой. Машинист должен выйти из кабины локомотива, закрыть дверь и выполнить действия в соответствии с инструкцией.
В обоих симуляторах установлены камеры, оператор следит за правильностью действий. Он же может усложнить задачу. Допустим, машинист потушил огонь, а следом происходит возгорание в другом месте. Принцип тренировок проводников аналогичный. Только там мы усложняем задачу тем, что размещаем в купе или на место в плацкарте манекена Гошу, имитирующего пассажира. Манекен разработан специально для отработки навыков первой медицинской помощи. Проводник, получив вводную о том, что в вагоне задымление, должен выполнить свои обязанности, в соответствии с утверждённой инструкцией. И провести эвакуацию пассажира с оказанием первой медицинской помощи.
Главная задача – научить человека правильно оценивать обстановку. В критических ситуациях он не должен растеряться. Здесь не нужно проявлять героизм, нужно просто действовать правильно по инструкции. Ведь цель создания тренажёра в том, чтобы снизить риски, связанные с человеческим фактором. Это своего рода психологическая подготовка плюс навыки ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением пожара.

– Когда и где тренажёр начнёт работать?
– Его презентуют в этом году на станции Лужская с последующей установкой в инженерном центре Октябрьской дороги в Санкт-Петербурге для обеспечения широкого доступа к тренажёрам обучающихся пожарно-техническому минимуму. Там смогут проходить обучение работники пожарных поездов, проводники, локомотивные бригады, студенты отраслевых учебных заведений.
Этим комплексом уже заинтересовался метрополитен. Мы могли бы обучать пожарно-техническому минимуму и его работников. Пропускная способность тренажёра порядка 1 тыс. человек в год. Таким образом мы могли бы окупить его уже через 2,5 года.

Беседовала
Яна Позолотчикова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв