27 июня 2019 09:24

В отрасли внедряют космические технологии

На Комсомольском железнодорожном мосту через реку Обь проходит проверку новый метод спутникового мониторинга смещения инженерных сооружений.

Устойчивость конструкции железнодорожного моста контролируют с помощью спутников
По словам начальника центра АО «Российские космические системы» Александра Жодзишского, в его основе лежит технология использования сигналов глобальных навигационных спутниковых систем для непрерывного контроля смещений и колебаний элементов конструкций мостов, плотин, водонапорных башен и других объектов.

Это позволяет обеспечить раннюю диагностику нарушения целостности и оперативно обнаруживать потери устойчивости конструкций под действием различных факторов (сезонные подвижки грунта, интенсивное движение транспорта, сильный ветер, ледоход и т.п.).

Причём при превышении опасных уровней заданных конструкторами параметров система автоматически посылает персоналу сигналы тревоги. В её состав входят комплект измерительных модулей, автоматизированное рабочее место оператора на базе персонального компьютера и аппаратура передачи данных.

Как уточнил Александр Жодзишский, устройство принимает радиосигналы со всех видимых навигационных спутников ГЛОНАСС и GPS. Полученная информация позволяет определять изменения координат контрольных точек объектов инфраструктуры в пространстве. При этом система способна фиксировать отклонение таких огромных объектов, как железнодорожные и автомобильные мосты, от заданных параметров с точностью до 2 мм.

Для проведения мониторинга состояния инженерных сооружений очень важно, что все измерения сохраняются в электронном архиве и по ним можно в любой момент восстановить почасовые, суточные и сезонные смещения конструкции, а также проанализировать влияние на них ветра, нагрузки от движущегося по ним подвижного состава и других внешних факторов. Особенно данная информация необходима для проектных институтов и эксплуатирующих объекты инфраструктуры организаций.

Кроме того, в измерительные модули системы дополнительно установлены акселерометры, что позволяет определять амплитуды колебаний контролируемых точек конструкции в диапазоне частот до 200 Гц. Разработанное специалистами «Российских космических систем» новшество защищено патентом и по своим характеристикам превосходит известные зарубежные аналоги. С 2014 года подобная система спутникового мониторинга успешно эксплуатируется на Бугринском автомобильном мосту через реку Обь в Новосибирске. По мнению Александра Жодзишского, кроме высокой точности измерений её преимуществом является простота монтажа и последующей эксплуатации, а также то, что система обеспечивает интегральный показатель целостности сооружений – смещения контролируемых точек и амплитудно-частотные параметры их колебаний (резонансные частоты).

Это позволяет в реальном времени в автоматическом режиме формировать и выдавать пользователям (в том числе подразделениям МЧС Российской Федерации) сигналы оповещения, свидетельствующие об угрозе потери устойчивости контролируемых инженерных сооружений.

Благодаря этому удаётся уменьшить риски возникновения техногенных аварий на объектах транспортной и промышленной инфраструктуры в различных регионах нашей страны, включая Сибирь и Дальний Восток.

Андрей Владимиров
Новосибирск




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв