10 декабря 2019 08:45

Кранах раз, Кранах два

В Пушкинском музее изобразительных искусств впервые проходит масштабная выставка известных немецких живописцев эпохи Возрождения. Экспозиция «Семья Кранах. Между Ренессансом и маньеризмом» занимает два зала галереи.
При взгляде на картины возникает ощущение, будто двоится в глазах. И это неудивительно. Лукас Кранах Старший, помимо того что оказал значительное влияние на искусство Возрождения в Cеверной Европе, был ещё и удачливым бизнесменом. Коллеги называли его «быстрым художником», а современники окрестили «Уорхолом эпохи Возрождения». Заказы Кранах выполнял мгновенно, буквально-таки штамповал, так как организовал мастерскую, где на него работал целый штат талантливых художников, в том числе и его сын. Многие картины создавались с помощью трафаретов, и таким образом у Кранаха возникло множество Мадонн, Ев, Венер и других персонажей. Одна из самых ярких работ – «Венера и Амур». После 1530 года Кранах и его мастерская создали около 35 подобных картин. Кранах Старший создал её, будучи придворным живописцем у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Потом картину купила Екатерина II и хранила её у себя. В центре полотна – обнажённая богиня красоты Венера в полный рост. Рядом надпись: «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослеплённой душой овладеет Венера».

Бизнес Кранаха приносил настолько неплохой доход, что вскоре художник купил кабак, типографию, аптеку и два дома в центре Виттенберга. За деловую хватку его включили в городской совет и трижды избирали градоначальником.

В первой трети XVI века Кранах Старший перешёл от идеалов Ренессанса к маньеризму и тем самым реформировал немецкую живопись.

К лучшим произведениям Кранаха Старшего относят картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Она была создана во второй половине 1510-х годов. В центре внимания на полотне – Богоматерь. У неё на коленях – младенец Христос. Одной ручкой он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается виноградной грозди, которую держит Богоматерь. При этом священном действе присутствуют святые девы в придворных платьях. У каждой из них – особенный атрибут: у Маргариты – дракон, у Доротеи – корзинка с цветами, у Варвары – башня за спиной. При этом в каждом предмете и действии героев кроется особый смысл. «Виноградная лоза напоминает о человеческой сущности Христа, который умер на кресте, приняв муки, для того чтобы искупить первородный грех, – рассказали «Гудку» кураторы выставки. – Водопад – намёк на целительную силу христианской веры».

Отдельная часть выставки посвящена работам Кранаха Младшего, которого, как и отца, звали Лукасом. Он, а затем его дети и внуки унаследовали от отца и деда вместе с мастерской ещё и предпринимательские способности.

Долгое время Кранаха Младшего недооценивали. Считалось, что он занимался только повторением работ отца. Так и было. Он успешно дублировал их в самых разных жанрах: от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов. Но позже он начал создавать исключительно свои картины, и они были ничуть не хуже отцовских.

Всего на выставке представлено около 50 живописных картин, чуть больше графических работ, 4 рисунка и свыше 50 ксилографий. Их привезли из собраний российских и зарубежных музеев, а также частных коллекций.

Выставка будет открыта до 15 мая.

Евгения Заболотских




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв