18 октября 2021 07:13

Востребованные исследования

Инновационный путь развития нашей страны предопределяет повышение роли учёных

Владимир Верескун, ректор РГУПСа, д.т.н., профессор
– Владимир Дмитриевич, насколько тесно учёные вашего вуза сотрудничают с предприятиями отрасли в сфере внедрения научных разработок?
– На протяжении многих лет сотрудники университета помогают железнодорожникам решать сложнейшие научно-технические проблемы системно, что называется, под ключ.
Например, на значительной части полигона Северо-Кавказской магистрали реализована созданная нашими специалистами система диспетчерского контроля и управления движением поездов «ДЦ-ЮГ с РКП». Именно этот программно-аппаратный комплекс использовался для управления движением на железнодорожных объектах зимней Олимпиады Сочи-2014, в том числе на полигоне Туапсе – Сочи – Адлер – «Альпика-Сервис». График движения поездов был выполнен в тот период на 99,6%. Не случайно данная разработка отмечена премией ОАО «РЖД» за вклад в развитие науки. Немаловажно, что производство этой системы освоено на российских заводах.
Ведут наши учёные также исследования в области диагностики объектов инфраструктуры. Достаточно сказать, что более 30 дорожных вагонов-лабораторий, созданных сотрудниками РГУПСа (тягово-энергетические, производственного экологического контроля, тормозо-испытательные), работают сейчас на всей сети.
Ещё одно направление – внедрение ресурсосберегающих технологий и устройств (гребнерельсосмазывание, новые материалы и технологии восстановления изношенных деталей). В целях снижения износа гребней колёс тягового подвижного состава в региональные дирекции тяги и моторвагонного подвижного состава поставляем бортовые устройства гребнесмазывания и расходные смазочные стержни.
В последние годы активно развиваем технологии мониторинга объектов транспортной инфраструктуры и инженерных сооружений с использованием технических средств георадиолокационной диагностики, сенсорных сетей, оснащённых многопараметрическими датчиками. Особенно данные направления исследований актуальны для Черноморского побережья в связи с частыми оползневыми процессами. Эта работа ведётся в сотрудничестве и по заказам департаментов ОАО «РЖД», Росжелдорснаба, других структур.
Как правило, внедряемые системы и материалы совершенствуются специалистами университета по результатам мониторинга их эксплуатации. Кроме того, мы обеспечиваем комплексное сопровождение наших разработок, включая сервисное обслуживание, модернизацию, обновление программного обеспечения, подготовку кадров и т.д. На текущий момент на балансе университета находятся 29 объектов интеллектуальной собственности, защищённых авторскими правами.

– Какие научные школы сетевого уровня можно выделить в РГУПСе?
– Среди них «Трение и износ в машинах», «Локомотивы», «Электроснабжение железных дорог», «Автоматизация и управление технологическими процессами на транспорте», «Электромеханика», «Управление процессами перевозок».
Под руководством академика РАН Владимира Колесникова в вузе ведутся междисциплинарные исследования по проблемам трибологии. Изучаются физико-химические, теплофизические и другие явления в металлополимерных системах трения на всех уровнях, включая атомно-молекулярный, микро- и макроскопический.
Группа учёных работает в области повышения надёжности и эффективности электроснабжения железнодорожного транспорта, в том числе для высокоскоростных магистралей, на основе применения современных информационных технологий и создания новых систем и устройств, а также участвует в разработке нормативной правовой базы. Представители только этой научной школы за 40 лет издали 15 учебников для вузов, опубликовали свыше 1,2 тыс. статей в научных журналах, получили около 200 авторских свидетельств и патентов на изобретения.
В университете есть и другие научные школы – «Физика атомов и молекул», «Математическое моделирование и принятие решений», «Экономика и менеджмент» и ряд других, деятельность которых также направлена на решение проблем отрасли.

– Насколько эффективно работают в университете аспирантура и докторантура?
– Для нас они являются основным источником молодых научно-педагогических кадров. За последние пять лет наши аспиранты защитили 107 кандидатских диссертаций, а докторанты – 14 докторских диссертаций. Мы поддерживаем молодых учёных с помощью внутренних грантов университета, платим дополнительные стипендии аспирантам, привлекаем молодёжь к работе по научным хоздоговорам и грантам различного уровня.
Так, в прошлом году молодые учёные активно участвовали в выполнении 15 грантов, выигранных научными коллективами университета по конкурсам Минобрнауки, Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований.
Среди разрабатываемых за счёт университетских грантов тем – «Программно-аппаратный комплекс автоматизированного контроля положения контактного провода», «Исследование свойств фибробетонов с целью их применения в железобетонных шпалах повышенной стойкости к ударно-динамическим нагрузкам» и др.
Мы стремимся ориентировать нашу научную молодёжь на решение проблем в первую очередь компании «РЖД».
Поэтому только за последние полтора года специалисты РГУПСа посетили более 200 линейных предприятий крупных производственных узлов ОАО «РЖД», находящихся в границах Северо-Кавказской, Приволжской и Юго-Восточной железных дорог, а также ОАО «ВНИИЖТ» и ВНИКТИ. В этих поездках активное участие принимают молодые учёные и преподаватели.
В ходе таких контактов мы находим много тем для научных исследований, затрагивающих конкретные региональные проблемные вопросы, которые в силу своей специфики не включаются в общесетевой план НТР компании, но вполне могут быть решены с привлечением молодых учёных.
Финансирование этих работ региональными подразделениями ОАО «РЖД» можно осуществлять, например, в виде грантов начальников дорог и начальников территориальных дирекций на проведение исследований и разработок молодыми учёными или с их участием. В этой связи предлагаю рассмотреть вопрос о возрождении дорожных фондов НИОКР для заказа актуальных научно-исследовательских работ.
Тем более что подобный пример в ОАО «РЖД» уже есть – это гранты на выполнение дипломных проектов студентами-целевиками в интересах предприятий железных дорог.

– Каким вы видите будущее отраслевой науки?
– Уверен, что её развитие будет базироваться на достижениях фундаментальных исследований. Использование их результатов даст новый импульс прикладным разработкам в интересах отрасли в области ресурсосбережения, использования альтернативных источников энергии, создания малолюдных технологий и др.
Только с помощью науки можно обеспечить кардинальное повышение скоростей движения, что чрезвычайно важно, особенно для нашей страны, с использованием в том числе новых физических принципов. Не менее актуальные задачи – транспортное освоение северо-восточных регионов страны, адаптация действующих транспортных магистралей, находящихся в зоне вечной мерзлоты, к происходящему потеплению.
Кроме того, нужно проводить исследования в целях развития транзитного потенциала страны в международных транспортных коридорах, снижения удельной энергоёмкости перевозочного процесса. Требуется вести поиск альтернативных источников энергии, уменьшать экологическую нагрузку от железнодорожного транспорта на окружающую среду, повышать надёжность технических средств и безопасность движения с предотвращением ошибок персонала. При этом важно опираться на отечественные технические решения.
Должны сказать своё слово и учёные-экономисты – отрасль нуждается в надёжном инструментарии, позволяющем прогнозировать и оценивать последствия принимаемых управленческих решений, а также вырабатывать эффективные упреждающие меры, парирующие негативные кризисные явления.
Считаю, что инновационный путь развития нашей страны предопределяет повышение роли науки, что позволяет учёным с уверенностью смотреть в будущее.

Беседовал Андрей Стрельцов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29