17 мая 2021 16:50

Нерациональное решение

Компания «Технотранс» направила обращение в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой разобраться с запретом на перемещение порожних зерновозов на территорию Казахстана. Причём казахстанский запрет на въезд порожняка распространяется не на всех.
Такой запрет введён с начала года, казахстанская железнодорожная нацкомпания АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) разослала коллегам соответствующую телефонограмму. Своё решение КТЖ объяснила отсутствием плана по погрузке зерновых. Однако на белорусские и латвийские вагоны это ограничение не действует. Более того, в конце декабря Казахстан согласовал предоставление «вагонной помощи» со стороны ГАО «Латвийская железная дорога» (159 вагонов) и ГО «Белорусская железная дорога» (300 вагонов) с доставкой зерновозов в Казахстан за счёт КТЖ.
«Складывается парадоксальная ситуация, когда КТЖ в новогодние праздники вводит запрет на подачу грузоотправителям Казахстана порожних зерновозов всех российских собственников по ранее заключённым международным договорам и согласованным КТЖ заявкам (форма ГУ-12) на январь, – подчёркивает в обращении к ЕЭК генеральный директор ООО «Технотранс» Виктор Чуйкин. – В это же время КТЖ, себе в убыток, оплачивает за счёт собственных средств подачу латвийских и белорусских зерновозов транзитом через Россию. За счёт нерационального порожнего пробега парка (при условии оплаты более $550 тыс. за досыл порожних зерновозов только по сети РЖД) КТЖ наносит ущерб своему же бюджету и увеличивает стоимость перевозки для местных грузоотправителей».

В настоящее время из-за запрета на границе простаивают 195 вагонов «Технотранса». Как сообщили в компании, экономические потери составят от 7 до 9 млн руб., включая оплаченный тариф до границы, передислокация вагонов под другую погрузку, простой вагонов – это только убытки оператора, без учёта возможных убытков казахстанских зерновых компаний, которые своевременно не получили вагоны и чья погрузка была сорвана запретом.

Также в письме глава «Технотранса» отмечает, что КТЖ вводит в заблуждение Дирекцию совета по железнодорожному транспорту стран – участниц Содружества (ЦСЖТ), предоставляя заведомо неверную информацию об отсутствии планов на погрузку зерна. Кроме того, введение конвенционного запрета и вступает в противоречие с ранее направляемыми КТЖ обращениями об оказании вагонной помощи.

На сегодняшний день рассмотрение «Технотранса» находится в Евразийской экономической комиссии, ответ ещё не готов, сообщили в пресс-службе ЕЭК.

Эта претензия – не единственная. ООО «Балтсервис» направило письмо в ЦСЖТ с просьбой поспособствовать отмене запрета КТЖ.
«Конвенционный запрет на перемещение порожних зерновозов на территорию Казахстана – явление ежегодное», – отметил пресс-секретарь ЗАО «Русагротранс» Александр Чернов.

Впрочем, вмешательство извне может и не понадобиться. По информации АО «Самрук-Казына» (холдинг по управлению госкомпаниями Казахстана), запрет может быть отменён уже сегодня.
«Вряд ли потери российских операторов из-за этого запрета будут значительными, – полагает ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Всё же для них приоритетным является отечественный рынок перевозки зерна, и именно на нём они зарабатывают, а перевозки зерна в/из других стран вряд ли вносят существенный вклад в их выручку. Кроме того, не исключено, что если запрет будет быстро снят, то потерь у российских перевозчиков зерна может не быть совсем или же они будут минимальными. В этом случае вмешательство органов ЕЭК может и не понадобиться».

Вместе с тем, отмечает аналитик, если такой запрет повторяется, то нужно найти решение этой проблемы раз и навсегда, чтобы она не мешала развиваться сотрудничеству в рамках ЕАЭС и не портила отношения между Россией и Казахстаном.

Константин Мозговой


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31