28 октября 2021 11:10

Пора выбирать вагоны, а не фуры

Намечены конкретные меры по привлечению на железную дорогу грузопотоков с автотранспорта

Проблемы выполнения заявленных объёмов отправления грузов в декабре 2015 года и повышения доходов ОАО «РЖД» за счёт привлечения грузов с альтернативных видов транспорта, организации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении в 2015–2016 годах обсудил Центральный межрегиональный координационный совет.
Заседание в режиме видеоконференции прошло под сопредседательством начальников Московской и Юго-Восточной железных дорог Владимира Молдавера и Анатолия Володько.

Открывая заседание, начальник МЖД отметил, что в границах полигона дороги за 11 месяцев 2015 года погружено более 64 млн т грузов, что составляет 101% к плановому заданию, но несколько ниже уровня погрузки аналогичного периода прошлого года. Это связано главным образом с макроэкономической ситуацией в стране и мире. Основное снижение произошло по нефти и нефтепродуктам, железной руде, строительным грузам и цементу. Из 33 номенклатур грузов план выполняется по 13 позициям. Выше уровня 2014 года обеспечили погрузку Тульская и Калужская области, отставание допустили Москва, Брянская и Рязанская области. Выполнение начисленной выручки за грузовые перевозки за 11 месяцев 2015 года превысило 66,5 млн руб., что выше планового задания на 0,2%. На конец года перспективы благоприятные.
– Скорректированное годовое задание правления ОАО «РЖД» Московской магистрали составляет 68,8 млн т, – доложил начальник Московского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Андрей Мартынов. – С учётом ожидаемой в декабре погрузки дорога выйдет на показатель 69,8 млн т, что составит 101,4% к плану.
Участники совета, как в московской, так и воронежской студиях, решили особо проанализировать положение дел с перевозкой цемента и зерна (урожай в минувшую страду был хороший), принять меры к возвращению объёмов перевозок этой традиционной продукции на железную дорогу.

Анализируя причины проблем с погрузкой, руководитель столичной магистрали подчеркнул, что снижение объёма перевозок связано с падением производства продукции. Вторым важным фактором является то, что в условиях жёсткой конкуренции железная дорога несёт потери из-за переключения грузов на автомобильный транспорт.
– Неконкурентные тарифы на железнодорожные перевозки в местном сообщении, жёсткое государственное регулирование тарифов на железнодорожные перевозки в отличие от автомобильных, сложная система планирования и оформления грузоперевозок по железной дороге, а также ряд других причин вынуждают грузовладельцев использовать автотранспорт, – отметил Владимир Молдавер.

На руку владельцам автотранспорта и то, что их деятельность организована нерегулируемо, стихийно, а цены за услуги могут легко меняться, подстраиваясь под конъюнктуру, в то время как работа железной дороги ограничена строгими правовыми нормами и правилами. Однако сейчас возить грузы фурами в условиях, когда государство наводит порядок на автомагистралях, станет уже не так выгодно.

Региональным властям следует иметь в виду, что у многих автомобилей-большегрузов нагрузка на ось превышает допустимые нормы, в итоге разрушается дорожное полотно, растёт аварийность, ухудшается экологическая обстановка. Региональным бюджетам приходится тратить значительные средства на восстановление автодорог, хотя эти деньги можно было бы направить на решение социальных вопросов развития области.

Что же предпринять? На МЖД и ЮВЖД уже стало доброй традицией предоставление клиентам новых транспортных продуктов, таких как грузоперевозки по расписанию с согласованным временем отправления и прибытия, услуга «РЖД-Экспресс» по доставке сборных грузов, применение гибкой и стимулирующей тарифной политики. Необходимо и дальше, как отметили участники совета, развивать децентрализацию утверждения тарифов на железнодорожные перевозки грузов в местном сообщении, на расстояние до одной тыс. км, прежде всего в пределах полигона одной дороги либо полигонов смежных дорог. При таких перевозках клиентам надо делать значительные скидки.
– Новым важным этапом работы, – сказал начальник МЖД, – является привлечение грузов с альтернативных видов транспорта, в том числе за счёт установления средств весового контроля на автомобильных дорогах регионов.

Представители региональных органов власти, выступившие в ходе дискуссии, поддержали эту идею и выразили готовность содействовать внедрению весового контроля на дорогах своих областей.

Координационный совет обсудил ход выполнения субъектами Российской Федерации обязательств по возмещению выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа на пригородные пассажирские перевозки в 2015 году. Выпадающие доходы в этом году составили 1706,8 млн руб. Как доложил директор по развитию ОАО «Центральная ППК» Руслан Лисневский, безубыточной деятельность компании была только в Москве и Московской области. Возмещение выпадающих доходов другими областями из региональных бюджетов оставляло желать лучшего. Например, Орловская область возместила только 3% выпадающих доходов, похожая ситуация и в Курской области.

С Тульской областью возникла проблема по поводу составности пригородных поездов, курсирующих между областным центром и Москвой. Исходя из реального пассажиропотока, столица и Подмосковье настаивают на 10-вагонных электропоездах, в то время как в правительстве Тульской области ради минимизации затрат решили, что им достаточно 8-вагонных, которые они и согласны включить в региональный годовой заказ на перевозку.
– Но не пересаживать же пассажиров из одной электрички в другую на границе Тульской и Московской областей! – обратился к присутствовавшим Владимир Молдавер. – Люди нас не поймут! А главное, это приведёт к массовому невывозу пассажиров, социальной напряжённости между регионами, неэффективному использованию инфраструктуры.

Надо садиться за стол переговоров и найти взаимоприемлемое решение. Пускать электропоезда составностью менее 10 вагонов – неправильно, нерационально, уверен начальник МЖД. Он поручил своему заместителю по территориальному управлению Александру Потапенко (работа которого получила на координационном совете высокую оценку) содействовать решению проблемы.

Кроме Тульской области, объёмы транспортного заказа на 2016 год согласованы всеми субъектами Федерации на полигоне дороги, при этом сохраняются все основные льготы и социальные гарантии для населения. Договоры на пригородные перевозки будут заключены до конца года.

Координационный совет рекомендовал областным органам власти обеспечить выполнение обязательств по возмещению выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа на пригородные перевозки, предусмотреть на эти цели средства в региональных бюджетах на 2016 год.

Для сохранения пригородного железнодорожного сообщения, как отмечается в протоколе совета, регионам очень важно обратиться в федеральные органы власти с инициативой о сохранении на перспективу 2017–2030 годов ставки 0% НДС на пригородные перевозки, а также льготного коэффициента 1% на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Игорь Ленский


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31