18 октября 2021 07:33

Железнодорожный театр начинается…

Многие работники стальной магистрали, их близкие и друзья, и просто москвичи и гости столицы, посещая различные официальные и развлекательные мероприятия в Центральном доме культуры железнодорожников, даже не подозревают, какие «секреты» хранят в себе его стены. Корреспонденту «МоЖ» удалось проникнуть в потайную комнату и увидеть всё собственными глазами.
Центральный дом культуры железнодорожников – это почти храм искусств. Здесь были созданы и работали на протяжении многих лет коллективы разных жанров: песни и пляски – Краснознамённый ансамбль Красной армии, джаз-оркестр, акробатический ансамбль… Но одно из главных его направлений – театр. Сегодня здесь дают антрепризные спектакли с участием известных и популярных артистов: Фёдора Добронравова, Марата Башарова, Татьяны Васильевой, Ирины Медведевой… И режиссёрская группа здесь есть. А в день его открытия – 30 апреля 1927 года – московская пресса так и писала – «образцовый рабочий клуб-театр».

Любой журналист, которому приходилось писать про театр, упирался в вопрос: «С чего начать?». С чего начать ему самому, чтобы не повторять К.С. Станиславского, который раз и навсегда «закрыл тему» своей знаменитой фразой «про вешалку». Или бесконечные вариации типа: гардероб, буфет, акустика, репертуар...

Я вошла в этот «храм» с расписанными живописными сюжетами и украшенными старинной лепниной стенами, прошла по лабиринтам его коридоров и лестниц и оказалась в святая святых – «келье», про которую все знают, но мало кто видел. Это место, без которого театр немыслим, где хранится его дух – костюмерная. Ибо без вешалки, гардероба, буфета, декораций спектакль вполне может состояться. А вот без костюма, сценического образа – нет. Костюм хранит в себе эпоху, культуру, традиции, ритм, судьбу, драматургию, будни и праздники… Одним словом – жизнь. И тайну. Может быть, самую деликатную – характера и таланта артиста. Ведь когда смотришь на исторические одежды, стараешься представить себе их обладателей. И только отчасти это удаётся. Костюм сам по себе – произведение искусства.

Костюмерная ЦДКЖ, на первый взгляд, вроде бы похожа на всех своих театральных сородичей – на стойках ровными рядами висят наряды конца XIX-начала XX века, ретро – 50–60 годов, разнообразных тканей, расцветок и стилей. Чего здесь только нет! И матросское прогулочное женское платье, и классический вечерний туалет, и мужской деловой костюм, сшитый по французской моде, но не лишённый влияния более строгих английских форм, и роскошные хоровые сарафаны «в огурцах» и с кокошником… Есть экземпляры, представляющие собой немалую ценность.
– За десятилетия работы собралось огромное количество костюмов, которые использовались в своё время для спектаклей и постановок. Всего несколько тысяч единиц хранения, – рассказывает директор ЦДКЖ Влада Велигодская.

Но есть здесь реквизит, которого в других театральных костюмерных, пожалуй, не сыщешь, – тот, что хранит в себе историю российских железных дорог. Фотографии старинных подвижных составов, карты и схемы, справочные тексты, списки штатного расписания. И, конечно, форма разных времён, подлинная, с фуражками, кокардами и пуговицами (этот аксессуар, кстати, на Руси всегда был самой дорогой и модной деталью в костюме). Есть даже китель с аксельбантом. Именно его костюмер Наталья Сиина показывает с особой гордостью.

Долгое время всё это находилось в довольно беспорядочном и запущенном виде. Но с тех пор как пригласили профессионального костюмера, обрело вторую жизнь. И сейчас большинство костюмов отреставрировано, каждый в чехле, описан – из какой ткани, что к нему прилагается, сколько на нём пуговиц, размер, износ и даже – сколько дырок ещё осталось для реставрации.

Вот уже почти столетие эти экспонаты находятся в ЦДКЖ. И, по сути, никто, кроме его работников, не имел возможности «прикоснуться» к ним. Поэтому у руководства родилась идея – открыть выставочный проект с центральной его частью – железнодорожными экспонатами. Сейчас здесь проходит первая такая экспозиция. В холле выставлены манекены, облачённые в форму чиновника министерства путей сообщения и воспитанника технического железнодорожного училища XIX и XX века, «гражданскую» одежду того времени. Быть может, этот студенческий железнодорожный костюм носил будущий машинист паровоза, или дорожный мастер, или министр путей сообщения. А платье – преподаватель каллиграфии и чистописания училища. За каждым экспонатом – отшумевшие события эпох, людские судьбы. Сама российская и железнодорожная история – на расстоянии вытянутой руки.

Выставка великолепно вписалась в архитектуру, внутреннее убранство и антураж ЦДКЖ и пользуется популярностью. А в дальнейших планах руководства – проведение костюмированных вечеров и исторических праздников. Любой железнодорожник и даже целый коллектив предприятия теперь могут в прямом смысле слова потрогать свою историю, «примерить на себя время», взяв костюм напрокат. Опыт подобных мероприятий здесь уже имеется. В июне в музее-усадьбе «Коломенское» проходил исторический фестиваль «Времена и эпохи», посвящённый 100-летию Первой мировой войны, в котором были представлены в том числе и костюмы ЦДКЖ.

Говорят, К.С. Станиславский написал свою знаменитую фразу, ставшую практически афоризмом, в письме к цеху гардеробщиков, основанного им вместе с В.И. Немировичем-Данченко театра МХТ, отвечая на их поздравления с 70-летием. Обратись он тогда к цеху костюмеров, она могла бы звучать по-другому. Впрочем, так ли важно, с чего начинается театр? Главное, чтобы он никогда не кончался…

Светлана Новаковская
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31