18 октября 2021 07:09

Компетентные люди

Руководителю важно иметь чёткое представление о том, какими знаниями и практическими навыками должен обладать сотрудник, чтобы двигать компанию вперёд. В решении этой задачи помогает система единых корпоративных требований (ЕКТ).
Система ЕКТ была задумана и реализована в ОАО «РЖД» как механизм повышения эффективности управления персоналом через оценку профессиональных и корпоративных компетенций работников, их результативности и потенциала.

Сама система состоит из четырёх блоков: «корпоративные компетенции», «профессиональные компетенции», «потенциал и мобильность», «результативность и опыт». Корпоративные компетенции следуют из ценностей компании, которые фиксируются в таких корпоративных документах, как стратегия, кодекс корпоративной этики и т.д.

Профессиональные компетенции применимы в отношении определённой группы должностей и описывают специальные знания и навыки, которыми должны обладать работники. Формирование модели профессиональных компетенций – трудоёмкая и масштабная задача, поскольку описанию подлежит каждая профессиональная позиция во всех филиалах и бизнес-единицах компании с точки зрения требований к конкретному сотруднику: что он должен знать, в чём разбираться, чтобы успешно выполнять свои обязанности.

Оценка компетенций производится в автоматизированной системе. Результаты служат основанием для планирования всех видов обучения сотрудников: от бизнес-образования до профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Последовательность подключения филиалов к автоматизированной системе ЕКТ предполагает формирование модели профессиональных компетенций и оценочных инструментов с учётом специфики деятельности каждого филиала.

Проектная работа осуществляется с обязательным методическим сопровождением со стороны департамента управления персоналом и Корпоративного университета ОАО «РЖД». В дальнейшем проводится пилотная оценка работников филиала, и уже после этого модель и оценочные инструменты передаются в промышленную эксплуатацию.

Основным нормативным документом, регламентирующим работы в рамках системы ЕКТ, является Концепция внедрения и развития системы единых корпоративных требований к персоналу ОАО «РЖД». Содержательные аспекты работы с инструментами оценки и анализа данных описаны в Методических рекомендациях по работе с результатами оценки в системе единых корпоративных требований к персоналу ОАО «РЖД».

Пионером формирования методологии разработки и оценки профессиональных компетенций стала Дирекция тяги. Там же в 2013 году началась апробация работы системы в целом. В результате пилотной (Московская и Западно-Сибирская дирекции тяги) и промышленной (все региональные дирекции тяги) эксплуатаций системы ЕКТ в 2014–2015 годах оценку прошли уже более 3,6 тыс. работников филиала, начиная с первого заместителя руководителя филиала и заканчивая помощниками машинистов.

Стартовавшая в этом году работа по автоматизации планирования повышения квалификации специалистов и руководящих работников на основе результатов оценки ЕКТ частично завершена. В планах следующего года завершение автоматизации и проведение пилотной эксплуатации.

В 2015 году при переходе к промышленной эксплуатации руководители и специалисты по управлению персоналом дирекции прошли тематическое обучение по проведению оценочных мероприятий и по работе с результатами оценки персонала.

По итогам школы передового опыта, прошедшей 12–13 ноября 2015 года и посвящённой вопросам применения ЕКТ в процессах управления персоналом, принято решение по реализации проекта по повышению эффективности работы персонала за счёт применения инструментов развития работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги, в том числе с учётом результатов оценки персонала.

Вторым филиалом, где приступили к внедрению системы единых корпоративных требований, стала Центральная дирекция управления движением. Профессиональные компетенции и тесты для их оценки были разработаны для филиала в 2014 году. В 2015 году после нескольких пилотных испытаний система была передана в дирекцию для промышленной эксплуатации. В общей сложности оценочные мероприятия в 2015 году прошли около 800 сотрудников филиала. В 2016 году на основе результатов оценки будут актуализированы программы подготовки кадров в отраслевых учебных заведениях.

К настоящему времени сформирована и утверждена модель профессиональных компетенций Центра фирменного транспортного обслуживания. До конца 2015 года планируется завершить разработку профилей для должностей работников ЦФТО.

Создана модель профессиональных компетенций для Главного вычислительного центра ОАО «РЖД». В 2016 году работа по формированию профилей должностей и тестов по оценке профкомпетенций будет продолжаться.

Модель профессиональных компетенций и тесты для их оценки разработаны и для работников подразделений по управлению персоналом.

Дмитрий Дьячков


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31