05 декабря 2021 08:56

Усть-Илимский романтик

Почти сорок лет назад конник 11-го отдельного кавалерийского полка Владимир Багаев поменял коня из крови и плоти на коня железного. С тех пор главным делом жизни для нынешнего начальника эксплуатационного локомотивного депо Усть-Илимск стали локомотивы.
11-й кавалерийский полк – уникальная воинская часть, созданная при «Мосфильме» для участия в киносъёмках по инициативе Сергея Бондарчука.

Солдатом Багаев ещё застал тех офицеров, которые помогали создавать знаменитую киноэпопею «Война и мир», фильмы «Ватерлоо», «Белое солнце пустыни». На долю же недавнего работника Алтайского конезавода – 39 выпало участие в съёмках картин «Хождение по мукам», «По волчьему следу». В последней киноленте он даже стал наставником актёра Евгения Лазарева, исполнявшего роль Григория Котовского: учил держаться в седле, мчаться в конной лаве и рубить шашкой.

В город нескольких ударных всесоюзных комсомольских строек Багаев прибыл с Алтая, ещё полный ярких воспоминаний о службе. В Усть-Илимске тоже была романтика, но другая – живая и некиношная. Здесь, на севере Иркутской области, вырос крупный промышленный центр. Посреди тайги и сопок, с которых наносило лёгкий запах разогретой хвои и багульника, были построены Усть-Илимская ГЭС, один из мощнейших в стране лесопромышленных комплексов, железнодорожная ветка Хребтовая – Усть-Илимск. Начало ей положили строители, связавшие ранее стальной колеёй хакасский Абакан и иркутский Тайшет. А теперь вот и Владимиру предстояло продолжить освоение ещё недавно глухого таёжного края.

Начинал с составителей поездов, потом позвали в локомотивное депо.
– Слесарил, а одновременно премудростям работы помощника машиниста меня обучал сильнейший машинист Иван Константинов, – вспоминает Багаев. – Потом, уже после курсов машинистов, за меня взялись такие классные локомотивщики, как Сергей Аверкиев, Владимир Мартовицкий. Они наизусть знали все схемы тепловоза, все инструкции – как выходить из нестандартных ситуаций, как устранять неисправности. Халтуру и халатность на дух не переносили.

Что до романтики, нынешний Владимир Багаев, пряча добродушную улыбку в рыжеватые седеющие усы, отбивается даже от лёгких намеков, что приехал в Усть-Илимск «за туманом и за запахом тайги».
– За машиной я сюда прибыл в 1977 году, тогда ведь бамовцам после трёх лет работы давали льготы на их приобретение. Вот с тех пор всё покупаю, – щурит глаза от яркого солнца Владимир Александрович.

Но те, кто знает Багаева, этой версии верят мало: по большому счёту, он как был, так и остался романтиком. А иначе зачем ему, например, уже несколько лет тратить время и нервы на то, чтобы при депо создать музей истории?

Несколько лет назад Багаев приложил немало усилий, чтобы отыскать на сети грузовой тепловоз ТЭ3, который в своё время заменил паровозы на неэлектрифицированных путях. Выпуск этой серии был завершён в 1973 году, а потому найти раритет было непросто. Но при поддержке вице-президента ОАО «РЖД» Алексея Воротилкина локомотив пригнали с одной из дорог в депо Усть-Илимск. Багаев заразил идеей работников депо, в свободное от работы время они привели раритет в первозданный вид, после чего водрузили его на постамент на главной площади предприятия. Недалеко поставили и вагон, в котором со временем появится уголок истории, посвящённый строителям участка Хребтовая – Усть-Илимск, а также тем, кто стоял у истоков поездного движения от станции Коршуниха-Ангарская до Усть-Илимска.

Недавно Владимир Александрович загорелся новой идеей.
– Хочу паровоз выпросить. Вот тогда наш музей под открытым небом станет хорошим дополнением к новому зданию цеха эксплуатации, строительство которого должны завершить в следующем году, – по-хозяйски рассуждает он.

По его словам, всё это не какая-то дань возрасту и сентиментальности, а трезвый расчёт. Ведь хорошего работника удержать не только в депо, но и вообще в северном городе можно не только с помощью высокого заработка – нужно создать соответствующую атмосферу, нормальные условия, чтобы было не хуже, чем в местах вблизи к столицам.
– Можно десятки раз повторять слова о патриотизме, о преданности родной земле, а можно один раз сводить человека в такой музей, рассказать о земляках, что творили историю не только города, но и страны, – делится мыслями Багаев.

По его убеждению, полноценная жизнь в любом населённом пункте возможна только при наличии перспектив развития. Лет с десяток с лишним назад ему уже приходилось бороться за эти перспективы.
– В 1996 году наше депо фактически расформировали, вместо нас по участку поехали бригады с Коршунихи-Ангарской. Люди разбежались, – вспоминает Владимир Александрович. – К 2006 году я всё-таки, что называется, достал своими просьбами тогдашнее руководство дороги.

В общем, было принято решение восстановить депо в прежнем статусе.

Ломать – не строить: Багаеву стоило больших трудов фактически заново сформировать, обучить, обкатать коллектив и вновь вернуться на родной участок Коршуниха-Ангарская – Усть-Илимск.
– Куда только не отправлял на подготовку машинистов и их помощников – в Коршуниху-Ангарскую, на Лену, в Иркутск, Улан-Удэ, но с одним условием: чтобы вернулись обратно и поехали самостоятельно, – продолжает Багаев.

Начальник станции Усть-Илимск Игорь Щегда в своём смежнике ценит основательность и надёжность, преданность делу, в которых не раз убеждался за полтора десятка лет совместной работы.
– Ситуации разные возникают, но всегда могу рассчитывать на поддержку Владимира Александровича, – говорит он.

Эти черты Багаева давно подметили и жители пригородного посёлка Железнодорожный: не раз предлагали стать мэром. Правда, неизменно встречали отказ. Нелегко покинуть депо, которому отдано почти четыре десятка лет. Конечно, рано или поздно придётся проститься с родным предприятием, но и тогда вряд ли прервётся духовная да и кровная связь почётного железнодорожника Багаева с железной дорогой, ведь по родительским стопам пошли их с Ниной Андреевной сыновья – Евгений и Андрей. Первый возглавляет сервисное локомотивное депо в Нижнеудинске, второй – заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Вихоревка.

А машину Владимир Александрович всё-таки купил. Много позже, но купил.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31