05 декабря 2021 08:53

Полтора века на двоих

Свой талант братья Сапожниковы посвятили служению транспортной науке

То, что близнецы довольно часто имеют похожую профессиональную судьбу, хорошо известно. Пример тому – двойняшки киноактёры, певцы, танцоры. Правда, в этом случае главную роль играет схожая внешность, которую любят использовать режиссёры.
А вот чтобы похожие друг на друга как две капли воды братья одновременно добились выдающихся результатов в науке – большая редкость. И Петербургскому государственному университету путей сообщения очень повезло, что именно в его стенах произошёл такой феномен.

Тем не менее это факт – на кафедре «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» ПГУПСа вот уже более полувека трудятся профессора Валерий Владимирович и Владимир Владимирович Сапожниковы, которым недавно исполнилось по 75 лет. Оба – почётные железнодорожники, доктора технических наук, заслуженные деятели науки РФ. Совместно опубликовали более 400 статей в ведущих научных журналах мира, подготовили 34 учебника и монографии. Под их руководством защищены 34 кандидатские и две докторские диссертации.

По праву они считаются создателями одной из ведущих российских научных школ, внёсшей существенный вклад в развитие теории и практики конечных автоматов и релейных устройств на железнодорожном транспорте. Многие её разработки имеют международный приоритет, хорошо известны среди зарубежных специалистов.

Впрочем, ничего этого могло и не быть. Ведь когда близнецам не было и года, они чудом пережили самый страшный период ленинградской блокады – зиму 1941 года. Потом была эвакуация в Ташкент, однако до места назначения братья не доехали. На станции Рузаевка больными их сняли с поезда, поскольку они не могли продолжить путь.

Мама выходила сыновей, и в 1944 году они вернулись в Ленинград. Семья жила совсем недалеко от старейшего железнодорожного вуза, на 5-й Красноармейской улице. Поэтому неудивительно, что учившиеся в школе только на «хорошо» и «отлично» братья, к тому же активно занимавшиеся спортом, в 1958 году поступили в ЛИИЖТ (ныне ПГУПС). Выбор специальности определили два критерия – красивые и модные слова «автоматика» и «телемеханика» и, конечно же, пешая доступность института. Со второго курса они уже занимались в студенческом научном обществе сначала на кафедре «Теоретические основы электротехники», а затем – «Автоматика и телемеханика на железных дорогах».

С тех пор вся их деятельность неразрывно связана с этим университетом. После его окончания в 1963 году братья получили приглашение заведующего кафедрой, профессора Александра Переборова продолжить работу в научно-исследовательской лаборатории. И близнецы сразу включились в решение научных проблем, связанных с вопросами применения электронных элементов в системах железнодорожной автоматики.

Первым результатом их исследований стало внедрение в 1968 году системы бесконтактного маршрутного набора на станции Резекне Прибалтийской железной дороги. В 1969 году на станции Обухово Октябрьской дороги они внедрили модернизированную систему БМН. Обе системы проработали более 20 лет, вплоть до коренной реконструкции всех систем электрической централизации на Октябрьской магистрали.

Причём при разработке электронной централизации стрелок и сигналов Сапожниковы впервые исследовали проблему построения ЭЦ на электронных элементах без применения реле. Результаты научной работы легли в основу кандидатских диссертаций, которые были успешно защищены Валерием Владимировичем в 1968 году, а Владимиром Владимировичем – год спустя.

Затем учёные занялись разработкой методов синтеза и диагноза конечных автоматов и релейных устройств для применения в системах железнодорожной автоматики. Их исследования охватывают такие направления, как синтез безопасных схем, а также надёжных и отказоустойчивых систем, самопроверяемые дискретные устройства, самодвойственные логические схемы, тестирование логических схем.

Среди основных трудов братьев – «Самопроверяемые дискретные устройства», «Методы построения безопасных микроэлектронных систем железнодорожной автоматики», «Сертификация и доказательство безопасности систем железнодорожной автоматики», «Самодвойственные дискретные устройства».

В этих научных работах были введены и обоснованы многие термины и понятия, которые в настоящее время используют практически все инженеры в своей практике: понятие опасного отказа, концепция безопасности, парафазное кодирование, принципы самопроверяемости, методы безопасного кодирования автоматов и др. Результаты исследований нашли своё отражение в докторских диссертациях, которую Валерий Владимирович защитил в 1980 году, а Владимир Владимирович – в 1984-м.

Многого добились близнецы также в педагогической и административной деятельности. Младше своего брата на 20 минут, Валерий работал сначала деканом электротехнического факультета, а затем более 20 лет был проректором вуза по научной работе. Именно в то время ПГУПС упрочил свою позицию лидера в области научных исследований в транспортной отрасли.

А Владимир Владимирович в течение 23 лет возглавлял кафедру «Автоматика и телемеханика на железных дорогах», которая по итогам рейтинговой оценки всех научных школ железнодорожных вузов, выполненной Росжелдором в 2010 году, заняла первое место в стране. В настоящее время братья продолжают трудиться в должности профессоров этой крупнейшей в университете кафедры, штат которой превышает 200 человек. Её сотрудники выполняют важные для отрасли разработки, имеющие общесетевое внедрение. Среди них АПК-ДК, ДЦ-МПК, ЭЦ-МПК, УЭП-МПК, АСУ-Ш, АОС, дорожный центр технической диагностики и мониторинга (Октябрьская дорога), комплексная система диспетчерского управления линией метрополитена (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Минск), АРМ-ВТД, АРМ-ПТД. Впервые в отрасли здесь разработали систему стандартов «Безопасность железнодорожной автоматики» и организовали работу по их сертификации.

Кроме научной деятельности, братья Сапожниковы внесли большой вклад в развитие учебного процесса по специальности «АТС», являясь одними из авторов учебных планов и программ. Достаточно сказать, что Валерий Владимирович – председатель методической комиссии по данной специальности с 1997 года! Под их руководством созданы учебники СЦБ нового поколения, в которых отражены разработки уже на микропроцессорной элементной базе.

Среди этих изданий «Теория дискретных устройств», «Надёжность СЖАТ», «Основы технической диагностики», «Техническая эксплуатация СЖАТ», «Микропроцессорные централизации». Участвовали учёные и в написании первого международного учебника по СЦБ Railway Signalling & Interlocking в 2009 году. Словом, их талант проявился в самых разных областях. Что неудивительно, ведь ещё древние греки считали, что близнецы обладают особым даром, поэтому и назвали так один из знаков зодиака. И остаётся только поблагодарить братьев Сапожниковых, что они направили его на служение транспортной науке.

Андрей Стрельцов
Санкт-Петербург


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31