28 октября 2021 12:11

С музыкой в душе

Ученица Сергея Герасимова актриса Любовь Полехина считает, что уровень наших сериалов заметно вырос

На телеканале «Россия 1» показывают сериал «Тихий Дон», снятый Сергеем Урсуляком. И, как бы мастерски он ни был создан, сравнений с лентой Сергея Герасимова, уже ставшей классикой, ему не избежать.
О «том самом «Тихом Доне», о качестве российских сериалов и о многом другом «Гудку» рассказала одна из самых преданных учениц Герасимова актриса Любовь Полехина. Многим она запомнилась ролью Оли Васильевой в его фильме «Дочки-матери».

– Любовь Тимофеевна, вы видели «Тихий Дон» Сергея Урсуляка?
– Он ведь только начался, но я понимаю, что его уже, конечно, сравнивают с фильмом Герасимова. И это неудивительно. Сергей Аполлинарьевич снимал картину, использовав свои огромные возможности, у него своя глубокая стилистика, он тщательно подбирал актёров. И я считаю, что если есть такой шедевр, то всё, что сделано после, в любом случае будет выглядеть слабее, по крайней мере – иначе. Для одних – хуже, у других вызовет заинтересованность. Когда певцу приходится повторить то, что раньше него было отлично исполнено, то лучше уже не будет. И потом, были же ещё другие экранизации «Тихого Дона». В каждой есть свои преимущества и свои просчёты. Я, конечно, не о фильме Герасимова говорю. Там всё было талантливо. А как воспримут сериал Урсуляка – увидим.
Мне кажется, что в целом уровень сериалов заметно вырос. Из тех, что видела краем глаза, понравился «Дом с лилиями», где одну из главных ролей сыграла Дарья Мороз. Всё уже не так, как пять-десять лет назад, когда лепилось как попало.

– Многие телезрители с упоением смотрели сериал «Не родись красивой» – «кальку» с колумбийской многосерийной ленты «Дурнушка Бетти», которую снимал популярный режиссёр, ваш бывший супруг и однокурсник по ВГИКу Марио Рибейро Феррейра. Как вам наш фильм?
– В Колумбии снималась чистой воды комедия, а здесь получилась семейная драма. И когда ты уже посмотрел комедию, тебе сложнее смотреть драму, но в этом нет ничего плохого.

– Я спрашиваю вас об этих деталях потому, что вы долгое время жили и в Колумбии, и в США. Вы там и снимались, и преподавали, поэтому у вас сформировался более широкий взгляд на мир.
– Тут есть один интересный момент. Во всём мире занимаются по системе Станиславского. Но, например, в Голливуде его систему сильно осовременили. Если Станиславский учил актёров на сцене по-настоящему переживать эмоции и учиться этому приходилось долго, то теперь мы живём в другое время. Оно ускоряется. И на счёт «три!» ты должен заплакать.
Я долгое время преподавала и в Колумбии, и в США, и мне тоже нужно было адаптировать систему Станиславского под новые веяния времени, но мне, наверное, было проще, потому что я училась у Сергея Аполлинарьевича Герасимова. Он был гениальным, многосторонне развитым человеком.
После того как ему сделали операцию на сердце, я приходила к нему в больницу и видела, что он всё время слушает музыку. У него перед кроватью стоял телевизор. Он включал музыкальную программу и спрашивал меня: «А ты знаешь, кто этот композитор?» И на съёмках много не говорил, а пел. Классические мелодии без слов. Бывало, подойдёт к тебе, скажет, что нужно делать, а дальше опять что-то напевает. Он жил с музыкой внутри. Мне кажется, важно, чтобы в семьях больше внимания уделяли музыкальному воспитанию детей.

– Конечно. Но проблема в том, что институт семьи как таковой распадается.
– К сожалению, вы правы, но знаете, почему мы победили в Великой Отечественной войне? Потому что семьи были крепкими. Сила государства – в семье. Семья помогает быть морально устойчивыми, цельными. Моя бабушка жила в Курской области, и я помню, как глубоко она уважала своего мужа. Она никогда не повышала на него голос, но и не унижалась перед ним. Дедушка работал целый день, а бабушка вела домашнее хозяйство. По вечерам долго ужинали. Разговаривали. Иногда дедушка брал скрипку, на которой прекрасно играл, а бабушка пела. Они жили, как говорят, душа в душу. Бабушка прожила 106 лет.
Мне кажется, процесс разрушения семьи начался в период перестройки. Тогда начали доказывать, кто в доме хозяин. При социализме все были равны и все работали, но женщина доминировала в семье. Могла сказать мужу: «Сделай вот это!» – и он слушался. В капстранах изначально по-другому. Женщины если и работали, то всё равно были в зависимости от мужчин. Сейчас сложно создавать семьи, потому что наступила переоценка ценностей. Хозяевами в семье становятся мужчины.

– Мало кто станет спорить о высоком уровне советских фильмов. В большинстве своём они были прекрасными. Однако Иннокентий Смоктуновский, с которым вы играли в кинофильме «Дочки-матери», в одном из интервью сказал, что за годы советской власти голоса у актёров стали «совковыми». Что он имел в виду?
– Я не слышала от него такого выражения. Но если говорить о советском кино, то тогда и правда были удивительные актёры и режиссёры. Тот же Смоктуновский – гений.
У него был широчайший диапазон. Он мог играть любого дурачка и тут же перескакивать на героев Шекспира, или наоборот.
Как нам работалось вместе? Он никогда не сидел. Он всё время ходил. Искал мизансцены, действия, которые будут подкреплять его слова. До сих помню шторы, длинные такие. И он брал их и подбрасывал. Потом отходил, смотрел со стороны, затем возвращался и опять подбрасывал их. Что-то искал для образа. Несмотря на природное дарование, он очень много работал.

– Любовь Тимофеевна, ваши ощущения от экономической ситуации в России?
– Такие ситуации, конечно, порождают стрессы, поэтому важно вести себя так, будто ничего не случилось. Нужно не смотреть в потолок, думая: «Ах, как всё плохо!» – а много работать. И если тебя сократили, пока ты ищешь работу, у тебя есть возможность учить, например, прекрасные стихи или перечитывать классиков. Тогда ты поймёшь, что предыдущие поколения тоже попадали в сложные ситуации, но достойно из них выходили. Ещё можно помогать тем, кто слабее тебя. Нужно всегда быть в осознанном состоянии и ни в коем случае не впадать в депрессию.

Беседовала Евгения Заболотских


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31