19 июня 2021 00:27

Машина с господдержкой

Правительство решает, продлевать ли льготное автокредитование

До конца этой недели правительство должно представить президенту доклад о мерах поддержки отечественного автопрома. Оценив результаты текущей программы льготного автокредитования и автолизинга, власти будут решать, субсидировать ли ставки по автокредитам дальше.
Продлить действующие сегодня меры поддержки отрасли предлагает Минпром – это программа утилизации, льготный лизинг и льготное автокредитование. В частности, на льготы по автокредитам Минпромторг на этой неделе предложил выделить 1 млрд руб. Против – Минфин, у которого на это нет лишних средств в бюджете. С точки зрения финансового ведомства выделение средств оправданно, когда речь идёт о краткосрочной помощи, чтобы выправить создавшееся положение. Но кризис на авторынке затянулся. В 2014 и 2015 годах на поддержку автопрома государство потратило 39,4 млрд руб., а продажи новых автомобилей при этом сократились на 10,3% и 33,5% соответственно.

Напротив, глава Минпрома Денис Мантуров уверен, что в 2016 году «экономика должна разогреться». И тогда автопрому вообще могут не понадобиться госдотации. Или понадобятся, но совсем немного. «Только в этом году благодаря программе льготного автокредитования сформирована клиентская база, насчитывающая 800 тыс. человек. Для половины из них уже принято решение по льготным кредитам», – заявил министр. По словам Дениса Мантурова, практически точно известно, что на программу льготного кредитования в 2016 году может быть всё-таки потрачено от 8 до 9 млрд руб. «Главное – не остаться в долгах перед банками, поэтому в следующем году правительство просто обязано заложить столько денег на компенсацию процентов по льготному автокредитованию, сколько было реализовано в этом году», – отметил он.

Однако до сих пор в правительстве не пришли к однозначному решению, поддерживать или нет отечественный автопром. Рассмотрение этого вопроса отложили до конца 2015-го – начала 2016 года. Представители рынка утверждают, что совсем без дотаций государства автоотрасль рискует быть отброшенной в развитии на 10 лет назад. В 2006 году дилеры реализовали всего 1 млн автомобилей. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подсчитали, что для полноценной поддержки авторынка необходимо 30 млрд руб. Без бюджетной помощи десятки тысяч человек, работающих на отечественных автозаводах, рискуют потерять рабочие места, могут пострадать смежные отрасли промышленности.

Президент РОАД Владимир Моженков отметил, что принятые ранее меры показали свою высокую эффективность и востребованность рынком. «Такие программы, как льготное кредитование, обновление парка и лизинг для физлиц, необходимо продолжить и в будущем году», – заявил он. С другой стороны, российский автомобильный рынок по-прежнему нестабилен из-за девальвации рубля, снижения спроса на автомобили и, соответственно, уменьшения уровня продаж, считает директор департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Храмов. И в будущем году ситуация может не измениться.

В то же время предложенная государством программа льготного лизинга для физических и юридических лиц помогла смягчить резкое падение спроса. «Проект был запущен 1 апреля 2015 года и уже в первые недели дал положительные результаты. В начале мая по лизинговым сделкам было реализовано 1600 автомобилей на сумму 2 млрд руб. Госпроект льготного лизинга оказался настолько популярным среди представителей бизнеса и физических лиц, что уже летом Минпромторг запросил дополнительные средства на продолжение программы», – отметил эксперт. Наряду с остальными госпроектами, автолизинг способствует поддержанию спроса на российском авторынке. Подобные программы выгодны не только для автолюбителей, лизинговых компаний, автозаводов и дилеров, но и для производителей автокомпонентов, считает Андрей Храмов. Поэтому предложенные правительством программы являются эффективным средством для поддержания отечественного автопрома в рамках антикризисного плана. Продолжая реализовывать подобные проекты в 2016 году и расширяя комплекс применяемых мер в поддержку спроса, государство сможет заложить надёжный фундамент для дальнейшего развития российского автопрома.

Юрий Сушинов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31