21 июня 2021 15:43

Бюджет будущего роста

В представленном в Госдуму бюджете на 2016 год правительство постаралось удер жаться от чрезмерных расходов

Даже в жёсткой макроэкономической ситуации правительству удалось найти компромисс между интересами экономики и получателей государственных денег. В итоге, несмотря на сохранение дефицита, бюджет-2016 стал показателем оздоровления государственных финансов страны.

Проект федерального бюджета на 2016 год на этой неделе презентовал на парламентских слушаниях в Совете Федерации министр финансов Антон Силуанов. Госдума обещает принять документ в первом чтении 13 ноября, а окончательно бюджет-2016 будет утверждён парламентариями не позднее 4 декабря. Как следовало из выступления главы Минфина, основной проблемой, с которой столкнулось правительство при формировании проекта бюджета, стало снижение поступлений от нефтегазовой отрасли в связи с падением цен на нефть. Цены на нашу экспортную нефть «Юралс» как опустились, так и остаются на уровне $50–53. Соответственно снизились и доходы бюджета от экспортных пошлин на энергоносители и налога на добычу полезных ископаемых на 1,5 трлн руб. И вряд ли ситуация в экономике существенно изменится и в следующем году. Во всяком случае в прогнозе Минэкономразвития, который одновременно с Силуановым в Совете Федерации представлял замглавы МЭР Алексей Ведев, ведомство рассматривает варианты со снижением среднегодовых цен на нефть до $40 за баррель. Исходя из таких мрачных предпосылок и приходится планировать расходы.

Согласно проекту федерального бюджета его доходы в 2016 году составят 13,7 трлн руб., или 17,5% ВВП страны, в то время как расходы превысят 16 трлн руб. (20,5% ВВП). Дефицит в размере 2,4 трлн руб., или 3% ВВП, предполагается покрывать в основном за счёт Резервного фонда. Но других резервов у экономики для финансирования расходов государства нет. Правительство, конечно, может занять эти деньги на внутреннем долговом рынке, но в этом случае их недосчитаются коммерческие компании, которым заёмные средства нужны для инвестиций в расширение бизнеса. А за рубежом занимать сейчас дорого и опасно. «Долг сегодня дорогой, мы занимаем под 10-11% годовых, соответственно, чем больше займём, тем больше расходы на обслуживание будут вытеснять другие важные расходы», – заявил перед парламентариями Силуанов. Кроме того, долги в валюте быстро растут на падении курса рубля.


Оздоровление финансов

Однако, несмотря на жёсткую макроэкономическую ситуацию, основные показатели бюджета, которых удалось добиться правительству, свидетельствуют о постепенном оздоровлении государственных финансов по сравнению с более «тучными» временами. Так, Минфину удалось отбить большинство атак отраслевых лоббистов и социального блока правительства на доходную часть бюджета и не допустить существенного роста расходов. По большинству основных расходных направлений бюджета они или сокращены или увеличены, но не выше темпов инфляции. Так, расходы на общегосударственные нужды, то есть на содержание государственного аппарата, выросли всего на 1,8% к 2015 году в номинальном выражении, в то время как инфляция в текущем году ожидается на уровне 12%. Траты на оборону и правоохранительную деятельность вырастут всего на 0,8% и 1,3% соответственно. Снижаются расходы из федерального бюджета на ЖКХ (–39%), здравоохранение (–7,8%) и образование (–8,4%) – заботы об этих сферах постепенно переходят на уровень региональных властей.

В то же время вырастут траты по самой расходной части бюджета – на социальную политику (на 6,4%), но опять-таки темпами, не превышающими инфляцию. Расходы по этой статье в основном идут на затыкание дыры в бюджете Пенсионного фонда России. Она в следующем году будет несколько меньше из-за того, что вновь было принято решение направить отчисления на накопительную часть будущих пенсий граждан на текущие выплаты сегодняшним пенсионерам. Кроме того, Минфину удалось договориться с социальным блоком на индексацию пенсий всего на 4% в 2016 году, а не на уровень инфляции, как это предписано законом, а также на «заморозку» индексации пенсии работающим пенсионерам. Увеличение пенсий всем пенсионерам на уровень инфляции в 12% годовых просто разорило бы бюджет страны.


Задел на будущий рост

Наконец, самым главным достижением экономического блока правительства при верстке бюджета-2016 можно считать увеличение расходов государства по статьям «национальная экономика» и «защита окружающей среды». Расходы на национальную экономику в 2016 году вырастут на 12,8%, на охрану окружающей среды – на 22,2% к уровню 2015 года. Эти траты – фактически вклад государства в будущий рост экономики страны – строительство дорог и мостов, развитие логистической и туристической инфраструктуры, поддержка проектов в наиболее прорывных сферах – авиации, судостроении, фармацевтике и ИТ-отрасли. Одновременно в федеральном бюджете прописано увеличение поддержки регионам на 5,7% до 661,5 млрд руб. Эти средства помогут регионам, с одной стороны, не снижать в кризис финансирование таких чувствительных сфер, как здравоохранение и образование, а с другой – без проблем справиться с обслуживанием накопившихся долгов, объём которых достигает 2 трлн руб.

В целом основные тренды, которые правительству удалось заложить при формировании бюджета на 2016 год, говорят об оздоровлении государственных финансов и постепенном снижении зависимости федеральной казны от колебаний нефтяных котировок и внешних шоков. Несмотря на двукратное снижение цен на энергоносители, доля которых в нашем экспорте достигает 70%, доходы бюджета уменьшились всего на 10%. Растут поступления от ненефтяной экономики, доля которых в бюджете-2016 достигла 56%. Наконец, сохранение контроля над расходами госбюджета не даст обескровить экономику, оставив ей ресурсы для заимствований и инвестиций. Это даёт надежды на начало нового этапа экономического роста в стране в 2016 году, которые Минэкономразвития оценивает в пределах 0,7% ВВП.

Михаил Хмелёв



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31