10 декабря 2019 03:17

Разница методик

Счётная палата обнаружила несоблюдение Росавтодором нормативов финансовых затрат

Счётной палатой выявлены два факта игнорирования государственных нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог – в федеральных казённых учреждениях «Кавказ» и «Волго-Вятскуправтодор».
Коллегия Счётной палаты России (СП) ознакомилась с результатами проверки использования средств федерального бюджета, выделенных на строительство, реконструкцию, содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения. Проверка показала, что Росавтодором не применялись государственные нормативы при доведении в 2014–2015 годах лимитов бюджетных обязательств по расходам на ремонт и содержание автомобильных дорог в федеральном казённом учреждении (ФКУ) «Кавказ» и ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». О выявленных инцидентах СП направило информационное письмо в Росавтодор, а также отчёт в палаты Федерального собрания и Генпрокуратуру. Об этом сообщили в пресс-службе Счётной палаты.
«В результате игнорирования Росавтодором государственных нормативов лимиты бюджетных обязательств по расходам на содержание автомобильных дорог, доведённые ФКУ «Кавказ», на 129 млн руб. превысили нормативы в 2014 году, на 446 млн руб. – в текущем году. В то же время в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» в 2014 году лимиты бюджетных обязательств по расходам оказались ниже нормативов на 402 млн руб., а в 2015 году – на 422 млн руб.», – рассказал директор дорожно-транспортного департамента СП Олег Чернявский.

По его словам, в настоящее время имеют место определённые проблемы в финансировании расходов на капитальный ремонт согласно нормативам. Но в силу того, что данный вид работ осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом по проектно-сметной документации, расходы на содержание автомобильных дорог должны финансироваться именно по нормативам. «Нормы постановления № 539 применимы только в случае, если во всех субъектах состояние дорожной сети примерно одинаковое, что в действительности не соответствует реальному положению дел. Поэтому определение размеров финансирования каждому подведомственному управлению дорог (ФКУ) происходит на основании фактических потребностей – в зависимости от особенностей текущего состояния федеральной автодорожной сети в субъекте. Фактическая потребность, в свою очередь, формируется на основании технических норм и правил, установленных постановлениями Правительства РФ, приказами Минтранса России и другими нормативно-правовыми документами», – прокомментировал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Григорий Прокуронов.

Как пояснил Григорий Прокуронов, для приведения к началу 2019 года 85% дорог в нормативное состояние ФКУ «Кавказ» требуется произвести значительно больший объём работ, чем ФКУ «Волго-Вятск-управтодор». По состоянию на конец 2013 года показатель соответствия нормативным требованиям по федеральным дорогам ФКУ Упрдор «Кавказ» составлял 17%, а на конец 2014 года – 24%, тогда как по ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» на конец 2013 года нормативу соответствовали 59% федеральных дорог, а на конец 2014 года – 75%. Соответственно это находит отражение в программе дорожных работ и объёмах доводимых до ФКУ лимитов бюджетных обязательств.

«В связи с тем что существующая методология формирования бюджета даёт лишь усреднённую норму, одинаковую для разных ситуаций, Федеральное дорожное агентство совместно с Минтрансом России в настоящее время совершенствуют её в привязке к реальному состоянию федеральной дорожной сети в разных субъектах и местным особенностям её содержания», – дополнил Григорий Прокуронов.

«К системе современных нормативов по содержанию автодорог претензий предъявлять нельзя – она просчитывалась, опробировалась и дорабатывалась в течение достаточно длительного времени Российским дорожным научно-исследовательским институтом. Иными словами – данная система создана на основе хорошей расчётной и аналитической баз. В то время как система нормативов по строительству автодорог имеет в себе ряд недоработок. Вместе с тем следует отметить, что применение системы нормативов содержания автодорог могут отличать определённые недостатки. Но для их выявления в каждом конкретном случае необходимо рассматривать то, каким образом применялась данная система.

Отмечу, что, помимо проблемы применения нормативов, содержание автодорог сталкивается с проблемой более чем недостаточного финансирования. Денег на содержание автодорог не хватает в ряде российских регионов, муниципалитетов и деревень. При этом в сложившихся обстоятельствах в сторону уменьшения нормативы не пересмотришь – так как их снижение скажется на качестве содержания автодорог. Поэтому единственная приемлемая мера – в большей степени детализировать план содержания российских автодорог. Но такая детализация представляется очень сложной. На настоящий момент при остром недостатке финансирования на автодорогах выделяются наиболее приоритетные для содержания участки – такие, которые в течение долгого времени никак не содержались. Благодаря содержанию этих участков будет возможно сохранить в нормативном состоянии существующие автодороги», – сказала заместитель генерального директора Некоммерческого партнёрства дорожных проектных организаций «РОДОС» Ирина Реброва.

«Сегодня Росавтодору в целом выделяется мало федеральных бюджетных средств – неуклонно сокращаются объёмы получаемого им финансирования строительства, ремонта и других видов дорожных работ. Как следствие – ведомство приведёт в порядок меньше километров автомобильных дорог. Я не думаю, что сейчас Росавтодор ремонтирует больше автодорог за счёт несоблюдения государственных нормативов. И в будущем такого не будет. В условиях сокращающегося финансирования остаётся только надеяться, что Росавтодору каким-то образом удастся содержать и поддерживать в нормальном состоянии дороги. О строительстве новых дорог и вовсе думать не приходится», – заметила старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики национального исследовательского университета Высшей школы экономики Екатерина Решетова.

«На настоящий момент финансирование развития федеральной сети автодорог со стороны государства является крайне недостаточным. При этом механизмы государственно-частного партнёрства, реализуемые в данной сфере, не работают так, как должны работать», – подытожил вице-президент объединения «АСПОР» Максим Стельников.

Влада Верёвкина


Справка «Гудка»
С 2014 года расходы федерального бюджета на ремонт и содержание автодорог федерального значения формируются на основании нормативов финансовых затрат, установленных постановлением Правительства РФ № 539.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв