23 ноября 2019 04:36

Спецодежды хватит всем

На предприятиях примеряют зимнюю экипировку

В ОАО «РЖД» ищут пути более рационального использования спецодежды. Сейчас бывшую в употреблении, но ещё пригодную для носки подчас утилизируют. Закон, однако, не запрещает использовать одежду, продлевая сроки её носки. Проблема в том, что порядок продления и определения степени износа как таковой отсутствует.
Как рассказали в департаменте по охране труда, промышленной безопасности и экологического контроля, сейчас нет ясности, каким вещам и на каких условиях можно продлевать срок и на какое время. Понятно, что срок эксплуатации специфической защитной одежды, к которой предъявляются повышенные требования, увеличивать нельзя. Однако состояние комплектов от общепроизводственных загрязнений можно определить на глаз, и, даже если срок носки формально истёк, но одежда чистая, она может пойти в дело.

Отдельно обсуждается использование одежды, бывшей в употреблении, но с не истёкшим сроком носки. К примеру, человек отработал пару месяцев и уволился, а его спецодежда, рассчитанная на год, осталась. Сегодня такую форму после стирки, чистки и дезинфекции разрешено выдавать временным работникам, студентам-практикантам на срок не более двух месяцев.

Другое дело, если поношенную форму получает человек, устроившийся на постоянную работу. Такие прецеденты в начале года зафиксировал Роспрофжел. Опять же законом это не запрещено, но вряд ли новому сотруднику приятно начинать работать в спецовке с чужого плеча. В дирекциях говорят, что форму б/у выдают новичкам только в редких случаях в ожидании поступления новой партии, ведь заявка подаётся ежеквартально. «В прошлом году были срывы с поставками», – подтвердил главный технический инспектор ЦК Роспрофжела Юрий Меламед. По его словам, обычно старую спецодежду выдают на время выполнения краткосрочных грязных работ – например, когда нужно что-то покрасить, чтобы не пачкать свой костюм.

Курс на рациональное использование спецодежды не означает, что о новой можно забыть. Напротив, расходы на эти цели даже выросли. По данным департамента, в этом году в бюджетах филиалов компании на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты предусмотрено 5,7 млрд руб. – на 1,1 млрд больше по сравнению с 2014-м. Это порядка 30% от всех расходов на мероприятия по охране труда.
«Механизм поставки и раздачи спецодежды сегодня налажен и работает, вопросов нет», – подтвердил начальник Краснодарской дистанции электроснабжения Роман Пустовалов.

Особое внимание сейчас уделяется обеспечению работников зимней экипировкой. В департаменте сообщили, что поставки зимней спецодежды ведутся в соответствии с заявленной потребностью и планами филиалов. «Мы уже получили две партии новых зимних полупальто с отстёгивающейся меховой подкладкой, все они выданы монтёрам пути, – подтвердила кладовщик Вологодской дистанции пути Надежда Некипелова. – Эти полупальто намного удобнее прежних жёстких овчинных полушубков, которые стоят колом и затрудняют движения. Некоторым первозимникам выдаём одежду б/у в хорошем состоянии, но если нет подходящих размеров или она слишком заношенная, подбираем что-то из остатков новых поступлений или ждём следующую партию. Кстати, в этом году мы заказали несколько комплектов одежды на вновь поступивших работников».

Тем не менее, по данным Юрия Меламеда, недопоставки всё же имеют место. Например, в моторвагонное депо Казань за восемь месяцев поставлено всего 59 из необходимых 324 пар сапог «Север» (18%) и 176 из 416 костюмов «Механик» (42%), констатировали в Роспрофжеле. Ведущий инженер Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава Мария Кукушкина объяснила это резким и непредсказуемым ещё год назад ростом цен на спецодежду: те же сапоги «Север» стоят сейчас больше 2,7 тыс. руб. Поэтому дирекция и получила их значительно меньше, чем запрашивала. Впрочем, по мнению Марии Кукушкиной, ситуация в депо не критическая: у большинства из тех, кому не хватило новой спецодежды и обуви, в хорошем состоянии старая. «Но в самое ближайшее время сделаем всё, чтобы сапоги и костюмы у наших работников были новыми», – заверила она.

Но если у тех, кто работает не первый год, есть возможность донашивать старую одежду и обувь, то, как отметил Юрий Меламед, у первозимников порой нет даже этого. Так, по его словам, в эксплуатационном локомотивном депо Лихая шесть первозимников, принятых на работу помощниками машиниста, не обеспечены утеплёнными рукавицами, юфтевыми сапогами, комплектами защиты от пониженной температуры «Локомотив». «Эти шесть человек проходят обкатку и спецодеждой обеспечены в соответствии с нынешними тёплыми погодными условиями, – пояснил начальник депо Лихая Валерий Фролов. – Как только будет получено заключение о прохождении стажировки и они будут зачислены в штат помощниками машиниста, получат всю необходимую спецодежду, а произойдет это до конца недели. В соответствии с программой обеспечение зимней спецодеждой наших работников должно завершиться до 1 ноября».

Как рассказал главный инженер вагонного эксплуатационного депо Иркутск-сортировочный Виталий Павлов, в сентябре на предприятии числился 51 первозимник, не обеспеченный спецодеждой. «23 сентября на дорогу поступило всё необходимое для работы зимой, – заверил он. – Исключение до вчерашнего дня составляли осмотрщики-ремонтники вагонов. Теплозащитные костюмы «Механизатор» им выдали, но не было шапок. Сейчас и эта проблема решена».

По данным дорпрофжела Южно-Уральской дороги, есть проблемы с обеспечением спецодеждой первозимников сервисных локомотивных депо. Впрочем, трудности не у всех. «Все, кто принят на работу до осени, одеты и обуты. Пока не получили спецодежду 20 человек, поступивших в сентябре. Но есть запас: 49 тёплых комплектов одежды, 60 комплектов шапок, люди их получат», – объяснила начальник отдела охраны труда депо Зауралье Марина Лаптева. «Пункт техобслуживания нашего депо открытый, поэтому тёплой спецодежде внимание особое, – добавил старший мастер ПТО этого депо Сергей Шумилов. – Куртки, брюки, валенки, а теперь и сапоги нам меняют и раньше положенного, потому что они вынашиваются. А вот тем, кто работает в тёплых помещениях и получает тёплую спецодежду, срок её службы рациональнее было бы продлить до четырёх лет. Всё равно куртки в шкафчиках висят, а брюки надеваются от случая к случаю – в основном при снегоборьбе».

Без тёплой одежды, сапог и шапок этой зимой железнодорожники не останутся. А скоро в компании будет полностью новая спецодежда для всех сотрудников. Коллекция спецодежды переработана полностью, сообщили в департаменте по охране труда, промышленной безопасности и экологического контроля. Переход на новую коллекцию запланирован на 2016–2018 годы.

Игнат Вьюгин




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв