20 ноября 2019 02:34

Конкуренция будет эффективной, если её развивать между отраслями

На любом рынке нужна конкуренция. И с появлением локальных перевозчиков она будет – по качеству перевозок, по цене, безопасности и срокам. Однако ёмкость этого рынка не безгранична, особенно в условиях спада. Очень велики риски нарушения взаимодействия сторон перевозочного процесса. История с передачей вагонов операторам может повториться и с локомотивами.
Юрий Заиченко, начальник технологической службы Октябрьской дороги
Когда вагоны передали в частные руки, мы столкнулись с рядом трудностей. На сети появился избыток вагонного парка, каждый собственник преследовал свои задачи, строил свои финансовые планы. Как следствие – увеличение пробегов вагонов и невывоз тех же низкодоходных грузов.

Таким образом, отдавая вагоны в частные руки, хотели увеличить конкуренцию, чтобы повысить качество обслуживания клиентов и снизить цены. В итоге получилось всё наоборот.

Введение института локальных перевозчиков может привести к аналогичным последствиям. Есть две модели локальных перевозчиков. Первая – «на маршрут». Это когда на определённом участке работает только один перевозчик. Он перевозит все грузы, которые там есть, в том числе низкодоходные, содержит персонал, возможно, инфраструктуру.

Другая модель – «за маршрут». Это когда мы пускаем на рынок компании, которые заключают договоры с владельцами высокодоходных грузов и наряду с РЖД осуществляют перевозки по тем же путям, станциям и направлениям. РЖД, как перевозчик, должны везти всё, что предъявляется.

С другой стороны, компания, как владелец инфраструктуры, должна её содержать, обеспечивая безопасность движения. Поэтому, если локальные перевозчики заберут высокодоходные грузы, с чем мы останемся – с низкодоходными? Это будет низкая или отрицательная рентабельность, и тогда мы вынуждены будем или повысить тарифы, или просить денег у государства.

Поэтому сначала нужно определить участки, где локальный перевозчик отвечает за всё. Но для этого необходимо корректировать нормативно-регулирующие документы. Например, по закону РЖД является единственным перевозчиком. Есть и документы, регламентирующие вопросы безопасности движения, и локальные перевозчики должны им подчиняться.

Сейчас наши локомотивы можно поставить под любые поезда на любые направления. А с появлением частных перевозчиков мы не сможем поставить локомотив собственника под каждый состав. В итоге составы будут простаивать, занимая пути. Возникнет вопрос и о пропускной способности, опять надо будет строить дополнительные пути, парки, станции.

Эффективная конкуренция – не внутри одной отрасли, а между несколькими. И если уж конкуренцию развивать, то с автомобилистами и речниками. Ведь конечная цель – не допускать монопольного доминирования в определённых сегментах деятельности, поэтому и должно быть несколько игроков.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Выбор редакции

Летний призыв