21 сентября 2019 22:27

Осенний ответ Каннам

На смотр в Благовещенске выбирали кино лучшее, доброе и светлое

Президент фестиваля «Амурская осень», секретарь Союза кинематографистов Сергей Новожилов рассказал «Гудку» о том, чем порадуют его участники Благовещенск, а также о новом герое нашего времени и современном кино.
Фестиваль пройдёт с 12 по 20 сентября, и подготовка к нему в полном разгаре. Ожидается, что на конкурсе покажут
12 фильмов и 10 спектаклей, зрители встретятся с Арменом Джигарханяном, Дмитрием Харатьяном, Ольгой Кабо, Валентиной Теличкиной, Марией Порошиной, Юрием Стояновым и другими артистами.

– Сергей Владимирович, «Амурская осень» в этом году 13-я. Не страшно?
– Нет, цифра меня не пугает, но я пессимистичный оптимист: предпочитаю знать, где падать, и подстилать соломку.

– От санкций фестиваль не пострадает?
– Я свои санкции уже получил в 2013 году. Тогда на Дальнем Востоке произошло наводнение, и пришлось отказаться от областного бюджета, да и у спонсоров были проблемы. Но я благодарен актёрам, которые во главе с Яной Поплавской собирали помощь пострадавшим от стихии. Вообще все 13 лет, что проходит фестиваль, я живу в каких-то санкциях. Помню, птичий грипп свирепствовал в Китае. Наверное, моя судьба – бесконечное преодоление.

– Фестиваль приурочен к 70-летию Великой Победы. Какие фильмы о войне покажете?
– Например, фильм «Единичка» Кирилла Белевича. Эта картина получила недавно сразу две награды на кинофестивале «Провинциальная Россия» в Ейске: за режиссуру и приз зрительских симпатий. Во внеконкурсной программе мы покажем китайский фильм «Балет в пламени войны», художественным руководителем которого является Никита Михалков. Картина о событиях на северо-востоке Китая во время Второй мировой войны. Егор Корешков сыграл там главную роль.

– Ваш фестиваль включает ещё и конкурс театральный, где найдёт отражение широко отмечаемый в нашей стране Год литературы.
– Мы откроем его внеконкурсным музыкально-поэтическим спектаклем «Ты не становишься воспоминанием»… Ольга Кабо и Валерий Баринов прочитают стихи Есенина, Пастернака, Блока, Ахматовой. Кроме того, и Год литературы, и 70-летие Победы будут обыграны в церемониях открытия и закрытия. Вести их буду я один.

– Вы профессиональный ведущий, много лет вели «Киношок», художественным руководителем которого являлись. Почему же раньше «Амурскую осень» обходили в этом смысле стороной?
– Я считал, что если я президент кинофестиваля, то лучше приглашать ведущих.
И находил то Дмитрия Нагиева, то Анастасию Заворотнюк или Тимура Родригеза, Ольгу Кабо, Анну Большову или Ларису Гузееву. А потом понял, что проще делать то же самое самому. Тем более что это часть моей профессии. Как-то случайно меня пригласили на радио в Твери, а чуть позже попал в телепрограмму «Добрый вечер, Москва!», где стал соведущим Юрия Гейко и Дуни Смирновой. При этом считаю себя журналистом, работающим на сцене, а не конферансье, не актёром. Я работаю, как вы, наверное, заметили, без текста.

– На ваш взгляд, российское кино возрождается?
– Такое ощущение есть. Я посмотрел много картин на «Кинотавре» в плане того, какие ленты Александра Жукова отбирала на «Провинциальную Россию», видел кое-что из российской программы на ММКФ и заметил, что этот кризисный для экономики год пока никак не отразился на кино. Появились интересные картины для широкого зрителя, что приятно. Например, фильм закрытия ММКФ «Зелёная карета». К авторскому кино я отношусь сложнее, но, например, картина Анны Меликян «Про любовь» вполне предназначена для любой зрительской аудитории.

– Какие картины вы ни за что не взяли бы на «Амурскую осень»?
– Вопрос – в создателях: в их профессионализме и таланте. Я, например, против нецензурных выражений на экране. Считаю, что мы с ними соприкасаемся каждый день, а жизнь и так тяжела. Сам я могу выразиться достаточно крепко, но считаю, что искусству лучше без этого обойтись. В советском кино не встретишь крепких выражений, но тем не менее оно было великим и умело показывать человека во всем его многообразии. В картинах таких величин, как Тарковский, Герман, Бондарчук, Меньшов, Гайдай, мата нет. Сейчас же считается признаком хорошего тона, если в картине крепко выражаются. При этом мне очень нравится фильм Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда»», который я видел в прошлом году на «Кинотавре». Там немало нецензурщины, но она вписана в ткань произведения, и тем не менее я бы не стал показывать фильм широкой аудитории. А вот если из последней картины Василия Сигарева «Страна Оз», жанрово интересной истории, убрать нецензурные выражения, педалирование которых там налицо, фильм, по моему личному убеждению, ничуть не пострадает.

– Сейчас идёт поиск нового героя нашего времени. Каким видите его вы?
– Мне показался интересным персонаж Олега Ягодина из фильма «Орлеан» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова. Он человек запутавшийся, но ищущий выход из ситуации. В этом плане интересен и первый «Духлесс». Герой Данилы Козловского пытается разобраться в ситуации. Я против идеальных героев. Скорее должен быть живой человек, сложный, противоречивый по отношению к работе, семье, женщинам, но при этом бесконечно совестливый и не подлец. Совестливость не значит тупость или прямолинейность. Совестливый человек – это человек, совершающий ошибки. За ним интересно наблюдать, так как он всё равно найдёт свет в конце тоннеля.
С другой стороны, герой нового времени вполне может походить на Андрея Болконского или на персонажей «Молодой гвардии». Те характеры, которые описаны у Фадеева, быть может, идеализированы, но они, что свойственно в целом литературе так называемого соцреализма, настоящие, не картонные, им хочется подражать. Да, можно сказать, что время такое, прагматичное, когда нужно улыбаться и считать деньги, но я убеждён, что голливудский образец этакого самоуверенного циника всё-таки не для нашей культуры, не для нашего менталитета. Мы немножко другие. Не случайно говорят: загадочная русская душа. Описать её пытались классики, но это сложно, потому что понять нас невозможно.

Беседовала Евгения Заболотских



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Выбор редакции

Летний призыв