02 апреля 2020 12:29

Под присмотром пяти нянек

Ремонт локомотивов передали на аутсорсинг, но проблемы с качеством работ остаются

Посреди широченного стола стоит картонная коробка, заполненная почти доверху. Пожилой скуластый рабочий, высокий и немного сутулый – вся жизнь прошла «на канаве» – достаёт из кармана чёрную «корочку» с серебристым тиснением «РЖД», открывает, вглядываясь напоследок, потом роняет её в коробку, глухо бормочет: «Ну вот и всё. Я больше не железнодорожник». И глаза его на потемневшем лице становятся влажными.
Год назад депо Москва-сортировочная гудело, как растревоженный улей. В ремонтных цехах ни души, а вот у «аквариума», где когда-то сидели дежурные и нарядчики, в отделе кадров и в профкоме толпились кучки рабочих. Кто вполголоса, а кто почти в крик обсуждали происходящее, решали, как жить дальше.

С 1 июля 2014 года все ремонтные депо передавались из ОАО «РЖД» в сервисные компании. Это стало воплощением модели полного сервисного обслуживания локомотивного парка РЖД. Цель – сократить издержки на ремонт, улучшить его качество, наладить обратную связь с предприятиями – изготовителями локомотивов, вовлечь их в сервисное обслуживание. Масштабы этого перехода трудно оценить – 92 депо и более 40 тыс. человек ушли в компанию «ТМХ-Сервис», 26 депо и более 12 тыс. рабочих – в «СТМ-Сервис». По своим социальным последствиям это была более серьёзная реформа, нежели предшествовавшее ей разделение локомотивного хозяйства на Дирекцию тяги и Дирекцию по ремонту тягового подвижного состава. Что ни говорите, но одно дело – перераспределить производство и работников внутри компании и совсем другое – вывести целую отрасль из РЖД, отдать на так называемый аутсорсинг.

Чтобы понять, как прошёл этот год, как складываются взаимоотношения эксплуатационников и сервиса, я снова отправился в депо Москва-сортировочная. Каково же было моё удивление, когда на месте, которое с давних пор занимала одна вывеска, теперь их висело четыре! И это ещё не всё. Об особенностях работы в новых условиях мне рассказал начальник эксплуатационного депо Москва-сортировочная Артур Фархутдинов. Там по-прежнему занимаются привычным делом – выдачей локомотивов на линию. Сохранилось ремонтное локомотивное депо, оно обслуживает приборы безопасности и радиосвязи. Сервисное локомотивное депо компании «ТМХ» – основной производитель работ по ремонту и обслуживанию локомотивов. Особенностью Москвы-сортировочной стало размещение здесь сервисного центра по обслуживанию электровозов ЭП20 Новочеркасского завода. Депо было первым, освоившим эксплуатацию электровозов этой серии, и центр – это отдельное подразделение, обслуживающее только ЭП20. Получается четыре предприятия-партнёра под одной крышей. Но и это ещё не всё. Оказывается, здесь незримо присутствует ещё и «СТМ-Сервис». Грузовые электровозы, приходящие с оборотом, например, из Орехово-Зуева, приписаны к сервисному депо этой компании. Поэтому все операции до ТО-2 включительно, проделанные с ними в Москве, рассчитываются в порядке взаимозачётов между сервисами «Трансмашхолдинга» и «Синары». Вот и выходит, что локомотив оказался под присмотром у пяти нянек.

В локомотивном комплексе в результате получилась очень громоздкая схема контроля, согласования, сверки и отчётности по движению тягового подвижного состава и запчастей, передачи с линии в ремонт и обратно. «А как качество ремонта, что изменилось за год?» – спрашиваю начальника депо. «Вывески поменялись, а люди остались прежние, – говорит Артур Фархутдинов. – С электровозами ситуация стабильная, а вот с парком маневровых тепловозов дела сложные, старые они». Словом, качество лучше не стало. Кстати, ряд позиций запчастей оказался в хроническом дефиците. Так что кардинальных изменений не произошло.

А вот главный инженер сервисного локомотивного депо надежды на развитие и рост объёмов ремонта не теряет. Он, как и все остальные руководители, начиная с начальника депо, вырос, прошёл все карьерные ступеньки здесь, в Москве-сортировочной, людей, назначенных со стороны, у них нет.
«Сейчас, – говорит Алексей Павлищев, – работать стало свободнее, интереснее. Нет прежней заорганизованности, больше можно заниматься самим ремонтом».

Например, если не устраивает качество запчастей, сменить поставщика не проблема. Да, кого-то смущает иной способ выплат по социальным гарантиям. Билет по форме РЖД для бесплатного проезда на работу и домой теперь не дают. Надо не полениться собрать все билеты на дорогу за месяц и написать заявление на их оплату. Все вопросы решаемы, если думать о людях. Несмотря на спад пассажирских перевозок, здесь стремятся сохранить объёмы ремонта, привлекая локомотивы из других депо. Так, уже освоили ремонт ТЭП70. А раз есть работа, будет у людей и зарплата.

Хотя уже известны случаи острых конфликтов в ряде сервисных депо, например, на Красноярской дороге. С отговорками о финансовых трудностях там применялся режим неполного рабочего времени, предлагались дни отпуска без сохранения заработной платы. Кроме того, с увеличением межремонтных пробегов подвижного состава снизились объёмы ремонта, и это привело к снижению заработной платы. Отменялись выплаты за классность, были проблемы с выдачей работникам полисов добровольного медицинского страхования и другие аналогичные примеры.

Эти проблемы возникли не только в Сибири. Например, Великолукская транспортная прокуратура поставила на контроль ситуацию с обеспечением рабочих спецодеждой в Великолукском депо. А в Воркуте транспортный прокурор вынес предписание начальнику сервисного депо в связи с тем, что на протяжении длительного времени там не соблюдается порядок предоставления дополнительных дней отпуска за вредные условия труда и нарушаются сроки выплат отпускных.

Конечно, руководители сервисных депо – это не те упёртые коммерсанты, которые никогда не пойдут навстречу рабочим, дабы не потерять прибыль. У сервиса и РЖД есть чётко прописанные договоры, помогают и профсоюзы, но даже когда конфликт улажен, обида у людей остаётся.

Каков же результат аутсорсинга? Чуть ли не на каждом оперативном совещании в ОАО РЖД» говорят о том, что дня не проходит без отказа локомотива на одной из дорог. Недавно очередное происшествие с ЭП20 фактически заблокировало пассажирский ход. А вот и общие цифры: рост числа отказов 1–2-й категории за первое полугодие по ремонтному комплексу составил 1787 случаев, или 17%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Да ещё 91 отказ добавили в общую статистику изготовители запчастей. На всю сеть прогремело январское крушение электровоза 2ЭС6 на Западно-Сибирской дороге. Перед этим его 6 раз ставили на ремонт в сервисном депо «СТМ-сервис», но явной поломки не увидели. «Тех показателей качества, на которые мы рассчитывали, добиться не удаётся», – прозвучало на разборе крушения в РЖД.
«Да, увы, не стал надёжнее локомотивный парк», – говорит исполняющий обязанности заместителя по эксплуатации начальника эксплуатационного депо Орехово Вячеслав Смотров. Разговор с ним ещё раз подтвердил очевидное: эффект заинтересованности в сервисе, обратная связь с производством проявятся в полной мере при обновлении подвижного состава. Пока даже для новых машин, как мы это видим на примере ЭП20, бывает сложно наладить обратную связь сервиса и завода. И первое, что нужно сделать, по мнению специалистов, – исключить из запутанной схемы взаимоотношений ремонтные депо. Здесь, в Москве, в нём числится более 160 человек. А в глубинке? Десять, с бухгалтером и начальником отдела кадров. Сами работники этой структуры говорят, что ждут решения рабочей группы. Ждут с тревогой и надеждой. До 1 октября их судьба будет решена – останутся ли они в РЖД или их ждёт ещё один эксперимент с аутсорсингом. А у локомотива станет одной нянькой меньше.

Словом, чуда пока не случилось. Да и стоило ли его ожидать, если на сервисное обслуживание передали изношенный устаревший парк? Специалисты говорят, что оптимальнее была бы более консервативная схема: передавать на сервисное обслуживание в течение жизненного цикла только новые машины. А старые продолжать ремонтировать с таким расчётом: вместо того, чтобы производить несколько дорогостоящих капремонтов или цепочек ремонтов от ТО-1 до заводского, закупать новые локомотивы, тем самым кратно ускорив обновление парка. Только в этом случае будет эффект от увеличения межремонтных пробегов и повысится безотказность тяговой техники. На это надеется и этого ждёт вся сеть дорог.

Иван Гудков




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31