02 апреля 2020 11:35

Основательный подход

Тестирование на наркотики дополнят полноценным химико-токсикологическим исследованием

Совет Федерации одобрил поправки в 16 законодательных актов, по которым работники железнодорожного транспорта, подразделений транспортной безопасности, ведомственной охраны, ЧОПов, а также авиационный персонал и лица, допущенные к работе на судне, обязаны проходить медосмотры, включающие химико-токсикологическое исследование на предмет наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Проверяться на запрещённые препараты представители этих профессий должны при поступлении на работу и в рамках регулярных медицинских осмотров.

По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александра Чекалина, круг лиц, на которых предлагается распространить действие этой нормы, обусловлен тем, что от их профессиональной деятельности зависят жизнь, здоровье и безопасность граждан.

На железной дороге особые требования к представителям «ответственных» профессий предъявляются уже давно. Как пояснили в департаменте здравоохранения ОАО «РЖД», в компании действует несколько внутренних нормативных актов, касающихся профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ. Распространяется эта норма на тех, кто непосредственно связан с движением поездов и маневровой работой (действие обновлённого федерального закона также распространяется только на эти категории). Экспресс-тестирование на наркотические средства и психотропные вещества работники проходят в рамках врачебно-экспертной комиссии при приёме на работу и далее раз в 4 года, а также при наличии показаний тестируются на предрейсовых осмотрах.

Однако эти внутренние документы предполагают проведение именно экспресс-тестирования, а не медицинского освидетельствования с проведением химико-токсикологического исследования, которое является более специализированной и длительной процедурой и осуществляется в настоящее время в лабораториях наркологических диспансеров. В случае если экспресс-тест оказывается положительным, анализы железнодорожника направляют в наркологический диспансер, где проводится химико-токсикологическое исследование.

После вступления в силу вышеупомянутых поправок длительную процедуру медосвидетельствования железнодорожникам придётся проходить в обязательном порядке. Как, впрочем, и авиаторам, которых сейчас также проверяют через экспресс-тестирование.
«Диспетчерский состав проходит выборочное тестирование на наркотики на предсменных осмотрах. Периодичность проверок никакими нормативными правовыми актами не регулируется и определяется работодателем», – поясняет заведующий юридическим отделом Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Олег Бабич.

Более того, диспетчеры, экипажи, бортпроводники и курсанты соответствующих вузов при поступлении на работу проходят обследование врачебной лётно-экспертной комиссии, и в этом случае они уже проходят не экспресс-тестирование, а углублённый анализ по особой программе. «Поэтому в отношении этих групп работников закон ничего нового не даёт», – говорит Олег Бабич.

Однако перечень лиц, которым новые правила предписывают прохождение исследования, стал намного шире и обозначен понятием «авиационный персонал». «Проблема только в том, что у нас до сих пор нет нормативно-правового акта, который определяет перечень авиационного персонала. Пока непонятно, кого всё-таки собираются проверять», – уточняет Олег Бабич.

Особый контроль теперь обеспечен и тем, чья работа подразумевает ношение оружия: военным, стрелкам ведомственной охраны, сотрудникам ЧОПа и подразделений транспортной безопасности.
«Медицинское обследование – одно из требований, которые предъявляет к кандидатам на вакантные должности и действующим работникам закон «О ведомственной охране». Претендент на место должен представить справки о том, что он не состоит на учёте у психиатра и нарколога. Работники, проходя ежегодный медосмотр, также обязаны принести такие справки», – поясняет начальник отдела по управлению персоналом, социальным вопросам и подготовке кадров ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» Николай Несмашный.

Однако он признаётся, что справка от нарколога – не самый надёжный способ проверить сотрудника, и поэтому в целом идею обязательного химико-токсикологического исследования поддерживает. «Но эта процедура должна проводиться за счёт средств, предусмотренных государственным бюджетом. В противном случае ведомственной охране железнодорожного транспорта, где работают порядка 60 тыс. человек, да и другим предприятиям и организациям, на которые распространяется нововведение, это может дорого обойтись», – отмечает Николай Несмашный.

С ним согласен начальник отдела вооружения, обеспечения лицензионных требований и условий ООО «ЧОП «РЖД-Охрана» Сергей Плотников. По его словам, нововведение может привести к солидным затратам, но, чтобы оценить их масштаб, нужно дождаться инструкций от Минздрава и МВД, которые и определят новый регламент обследования.

Елена Александрова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31