10 августа 2020 11:06

Сорняки всё-таки победили

Четвёртая комиссия стала последней для молодого начальника станции

В этой истории, которой поделился один из наших читателей, все имена участников и названия станций вымышленные.
Началась она ещё в 90-х. Правда, в ней не фигурировали шальные деньги, перестрелки, рэкет и продажная любовь. Это чисто железнодорожная история.

Анатолий мечтал связать свою жизнь с дорогой. Он старался реально смотреть на вещи. Ещё в институте говорил: «Мне нравится железная дорога, потому что она будет всегда и потому что там стабильная зарплата». А вот его однокурсников привлекала романтика: будущие железнодорожники стремились «узнавать что-то новое и двигать стальные громады вперёд». Позже, когда в городе произошло ЧП – грузовой поезд въехал в хвост пассажирскому, – Анатолий предположил, что машинист был тоже из романтиков: видимо, хотел узнать, что там, за тем поворотом, и двинул стальную громаду вперёд…

Продолжая набираться знаний, он шагнул на первую ступеньку своей карьерной лестницы. На этой ступеньке находилась должность обмотчика частей электрических машин на большой грузовой станции. Его наставник Василич, работяга средних лет, ревностный адепт обмоточного дела, изумлялся: «Не пойму, на кой тебе институт?» Анатолий мудро отвечал: «Василич, ну подумай сам! Ты – обмотчик частей электрических машин. А теперь послушай, кто я: обмотчик частей электрических машин с высшим образованием!» Василичу этот аргумент крыть было нечем.

Однажды жизнь столкнула Анатолия с начальником станции. Во время столкновения тот по-хозяйски оглядел Анатолия и распорядился: «Давай-ка ко мне. Сделаю тебя начальником среднего звена». И сделал составителем поездов.

Работа «в полях» нравилась Анатолию. Железнодорожное дело постигалось на практике: в дождь, в мороз, в жару, в праздники ты на своём посту, сосредоточен, ответствен и бодр, гордо восседаешь на локомотиве, совершаешь замысловатые манёвры, влияешь на судьбы железнодорожных составов, формируя и расформировывая их… Судьба готовила ему новые назначения. Наш герой последовательно менял кресла: дежурного поста централизации, дежурного по парку, дежурного по станции, маневрового диспетчера, станционного диспетчера. Взлетел даже до заместителя начальника станции Степашкино, но внезапно оказался ведущим инженером отдела перевозок в отделении дороги. Целый год Анатолий успешно выдавал планы и показатели. А тем временем на станции освободилось место главного инженера, и Анатолий его занял.

Работа главного инженера была хороша, но не нормирована. Начиналась она с селекторного совещания в 8.00, на котором отделение решало свои насущные вопросы. После его окончания мог начаться второй селектор – дорожный. Затем следовал сетевой селектор. Однажды на таком совещании глава МПС заметил: «Мне дали информацию, что вчера работники станций просидели на селекторах 16 часов. Товарищи, когда же они будут работать?» Заканчивался день вечерним селектором – в 20.00. После этого можно было ехать домой, если не было запланировано никакого селектора на 22 часа…

Работы было много. Иногда Анатолий «зашивался». Как-то раз он безвылазно прожил на станции четверо суток. Сразу же после этого его вызвали на ковёр к первому заместителю начальника дороги. Приехал – и уснул в приёмной. Проснулся от резонного вопроса: «Это что за персонаж у меня тут спит?» Анатолий вскочил, забежал в кабинет, вытащил привезённые бумаги, чтобы доложиться и объясниться, но не смог. Потому что начальство лучше знало: имеют смысл доклады и объяснения или они бессмысленны.

Анатолий трудился, не жалея себя, потому что знал: сегодня ты – главный инженер, а завтра, глядишь, – и начальник станции! Так оно и произошло. Анатолия назначили и.о. начальника станции Душино.

Как он понял, его основной обязанностью являлось содержание в чистоте подвластной территории – показатели и всё прочее были на втором плане. И взялся за дело со всей ответственностью. Начал борьбу с сорняками и мусором. Беспощадную, бескомпромиссную, как говорится – кто кого. И эту яростную борьбу Анатолий проиграл…

Впрочем, поначалу дело спорилось. Сорняки и трава на станции лезли из всех ямок и щелей, вырастали между шпал, но «талибы» Анатолия (так именовали бригаду рабочих-узбеков) не давали им шансов. Поливали отравой, пололи, выкапывали лопатами, сгребали трактором…

Анатолий, как все великие полководцы, постоянно носился впереди своего войска, громко командовал и личным примером показывал, как и чем надо бить врага. Результаты строго оценивали комиссии. Бывало, прольёт Анатолий химией всю зелень, и надо выждать недельку, чтобы яд дошёл до корней. А тут вдруг раз – проверка! Тогда все бегом на пути – и ну эту зелень руками, руками!..

Сражаться приходилось на два фронта. Второй был развёрнут против мусора. Дело в том, что в непосредственной близости от станции располагались три рынка. И всякий уважающий себя торговец считал своим долгом принести мусор и выкинуть его на станционные пути. К этому прибавлялись остатки жизнедеятельности отдыхающих и загорающих на откосах. Анатолий и его узбекская команда целыми днями этот мусор убирали, убирали, убирали…

Вообще, он хорошо ладил с «талибами». Главной задачей их была разгрузка щебня, но Анатолий договаривался, и рабочих передавали в его распоряжение. Ежедневно они драли траву, выкорчёвывали деревья, убирали мусор. Это настолько вошло в привычку, что начальник станции мог позвонить Анатолию в любой день и спросить: «Ты наших взял?» – «Каких наших?» – «Ну узбеков с подъездного пути».

Ну а в должности начальника станции Анатолий успел пробыть всего полгода.

Наступил тот роковой день, когда через его станцию было совершено четыре комиссионных объезда подряд. Он надел свою вычищенную и выглаженную железнодорожную форму, взял в руки путейский молоточек и пошёл встречать начальство.

Вот едет первая мотриса – с главным инженером и главным ревизором отделения. Анатолий – на входных стрелках, салютует рацией: мол, я здесь! Вагон останавливается, и Анатолий представляется: «Начальник станции Душино!»
Главный инженер отделения: «Ну рассказывай, ДС! Что построил, что у тебя тут…»
Анатолий: «Докладываю: у нас имеется…»
Главный ревизор отделения: «ДС, что это у тебя за кусты? По какой причине не срубил?»
Анатолий: «Завтра мне дают людей – всё срубим!»
Главный инженер отделения: «А почему у тебя тут мусор?»
Анатолий: «Было чисто, только что набросали. Всё уберём завтра!»
Главный ревизор отделения: «А это что за стул лежит на откосе?»
Анатолий: «Наверное, с рынка кто-то выбросил…»
Главный инженер отделения: «Слушай, ДС, у тебя всё запущено. Срочно приводи в порядок станцию!»
Анатолий сошёл на выходных стрелках и побежал на входные...
Тем временем подъехала вторая мотриса – с первым заместителем начальника отделения.
Анатолий: «Начальник станции Душино!»
Первый замначальника отделения: «ДС, докладывай!»
Анатолий: «Докладываю…»
Первый замначальника отделения: «ДС, а это что за растительность?»
Анатолий: «Кусты! Завтра же всё срубим!»
Первый замначальника отделения: «ДС, я вижу, у тебя мусор кругом!»
Анатолий: «На завтра запланировано – будем убирать!»
Первый замначальника отделения: «ДС, а почему стул валяется?»
Анатолий: «Кто-то бросил… Только что не было!»
Первый замначальника отделения: «Ну что, ДС, всё очень плохо у тебя… Не знаю, как ты будешь разбираться со всем этим. Надо безотлагательно приводить всё в порядок!»
Анатолий спрыгнул с мотрисы на выходных стрелках и снова побежал на входные.
Тут показалась третья мотриса. Внутри находился заместитель начальника дороги.
Анатолий: «Начальник станции Душино!»
Замначальника дороги: «ДС, что у тебя за бардак?»
Анатолий: «Завтра уберём!»
Замначальника: «ДС, кусты!»
Анатолий: «Завтра срубим!»
Замначальника: «ДС, что за стул?»
Анатолий: «Бросили!»
Замначальника дороги: «ДС, ну у тебя положение вообще критическое. Комиссионный осмотр ты не пройдёшь, тебя снимут… Надо немедленно со всем разбираться!»

Соскочив с мотрисы, Анатолий в третий раз рванул к входным стрелкам. Там его ждала мотриса главного ревизора дороги. И вновь состоялся содержательный диалог:
– Начальник станции Душино!
– ДС, кусты!
– Виноват!
– ДС, стул!
– Виноват!
– Да, ДС, мне тебе нечего сказать. Считаю, что это твоё поражение!

В тот же день Анатолий поехал в отделение дороги и написал заявление об уходе. Да, в борьбе с сорняками и мусором он потерпел полное поражение. И ушёл в коммерцию.

Станислав Линяев




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31