09 августа 2020 02:05

Семьдесят метров по «Пути славы»

В Центре научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» есть необычный экспонат. Это железнодорожный макет, который рассказывает о Великой Отечественной войне, его изготовили к юбилею Победы.
Мы видим, как под звуки немецких маршей крошечные поезда уходят на восток, где начинается война с СССР. Световые пятна выхватывают перрон Белорусского вокзала, звучит знаменитое объявление Левитана о нападении фашистской Германии на нашу страну, затем советские эшелоны с военной техникой идут на фронт, где под стрекот выстрелов, грохот бомбёжки на изрытой воронками передовой горят танки. Война докатывается до горящего Берлина, откуда приходят украшенные флагами и транспарантами эшелоны с солдатами-победителями. Их торжественно встречают на Белорусском вокзале.

Небольшие детали точно и ёмко передают разные этапы самой кровопролитной в истории человечества войны. Впечатление усиливает музыкальное сопровождение, а ещё свет, дым, движение самих моделей.

Этот динамический макет построен в этом году на площади более семи квадратных метров в международном железнодорожном масштабе 1 к 87, или, как его называют моделисты, – НО.

Главный инженер ЦНБИ Павел Стрелков рассказал: «Работа над макетом велась по заданию старшего вице-президента по инновационному развитию – главного инженера ОАО «РЖД» Валентина Гапановича. Проект был согласован с ним и находился под его пристальным вниманием. В основе концепции – создание общей картины боёв, собирательного образа войны, и, главное, требовалось показать прибытие «Поезда Победы» в столицу. Идея композиции принадлежит директору макетной студии «Сигнал» Анатолию Голубцу. «Макет был построен в кратчайшие сроки, – рассказывает он, – в течение всего двух с половиной месяцев. Над ним трудились пять человек – профессиональных макетчиков. Мы хотели добиться очень высокого качества. И рады, что с этой задачей справились». Таким живым макет стал и благодаря современным технологиям, считает моделист Евгений Шкляренко: «На цифровой технике построено управление движением поездов. Технология выведения чертежей на 3D-принтер позволила создать макеты зданий и сооружений фантастической сложности, неподвластной макетчикам буквально несколько лет назад».

Именно поэтому на макете предстаёт, например, фасад Белорусского вокзала таким, каким он был в 1941–1945 годах, водонапорная башня у депо в тончайшей ажурной каменной резьбе, а макет Берлинского вокзала имеет такую точность, что удивляет даже немецких специалистов.

Накануне Дня Победы макет этот был выставлен на Рижском вокзале и останется там надолго. Тот, кто не успел побывать там в праздничные дни, может это сделать и сегодня. Макет открывает такие страницы войны, которые всегда оставались неизвестными. Он позволяет почувствовать атмосферу тех трагических событий, вызывает чувство благодарности к тем, кто сумел отстоять страну много лет назад.

Иногда бывают поразительные совпадения… На макете, построенном в честь 70-летия Победы, пришлось уложить почти 70 метров рельсов. Таким стал для маленьких поездов «Путь славы».

Артур Берзин
Фото автора




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31