10 августа 2020 10:50

Хаосу на сети не место

Появление на сети частных перевозчиков не только разовьёт конкуренцию, но и может создать проблемы для ОАО «РЖД» и региональных грузоотправителей.
К таким выводам пришли, в частности, представители правительств Иркутской области, Республики Бурятия, надзорных органов, грузоотправителей, Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, участвовавшие в заседании регионального координационного совета Восточно-Сибирской дороги.

Согласно утверждённой Правительством РФ целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на сети должны быть созданы частные перевозчики, действующие по принципу конкуренции «на маршруте» и «за маршрут». В первом варианте несколько локальных грузовых перевозчиков будут вести параллельную с ОАО «РЖД» деятельность на отдельных участках и маршрутах, при этом ОАО «РЖД» осуществляет свою работу на данном участке и как общесетевой перевозчик. Конкуренция «за маршрут» предусматривает передачу исключительного права осуществлять все грузовые перевозки на отдельных участках инфраструктуры общего пользования локальному перевозчику на срок от 5 до 10 лет по результатам государственного конкурсного отбора.

В условиях высокой загруженности дорожной инфраструктуры появление на маршруте локальных перевозчиков сопряжено с серьёзными рисками для стабильной работы железнодорожного транспорта, считает начальник технологической службы ВСЖД Владимир Начигин. Проведённые исследования и имеющийся опыт говорят о том, что не обойдётся без отправок поездов составностью и весом ниже существующих нормативов, без увеличения простоев в ожидании отправления поезда, снижения уровня участковой скорости, сокращения «ниток» графика, усложнения системы оперативного регулирования локомотивами. При этом потребуется дополнительное развитие инфраструктуры.
«Конкуренция «на маршруте» приведёт к минимальным эффектам для незначительного числа грузоотправителей, к росту цен для большинства из них и разбалансированности системы управления перевозочным процессом», – уверен Владимир Начигин.

По мнению заместителя начальника ВСЖД по взаимодействию с органами власти Александра Парщикова, альтернативный перевозчик будет стремиться, как правило, взять выгодные направления и грузы, чтобы получить максимальный доход, то есть постарается сосредоточиться на привлекательных грузах 2-го и 3-го тарифных классов и минимальных расстояниях перевозок. В итоге общесетевому перевозчику останутся перевозки низкодоходных грузов на дальние расстояния, что повлечёт за собой существенное снижение надёжности инфраструктуры, рост тарифов и удорожание услуги по перевозке для значительного числа отправителей и получателей грузов. В первую очередь это коснётся сырьевых грузов без переработки. Частного перевозчика, к примеру, вряд ли заинтересует перевозка угля в рамках выполнения программы северного завоза.

Участники координационного совета сошлись во мнении, что сначала следует реализовать пилотный проект по созданию локальных перевозчиков по модели конкуренции «за маршрут», а по его результатам вернуться к вопросу о перевозчиках, которые будут конкурировать «на маршруте».

Впрочем, на совете прозвучали и другие мнения. Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентина Заморина считает, что железнодорожники просто не заинтересованы в появлении конкурентов.

«Железная дорога всегда славилась своей дисциплиной, высоким уровнем безопасности, а частные структуры вполне могут не вписаться в существующие правила. Да и с одним перевозчиком всегда проще договариваться, чем с несколькими», – отметил президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров Иркутской области Юрий Логачев. Последствия внедрения института локальных перевозчиков проанализировали и на Приволжской дороге с участием представителей органов исполнительной власти и деловых кругов Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей.

«Предложение железнодорожников в выборе на первоначальном этапе модели конкуренции «за маршрут» нужно поддержать, чтобы изучить тот опыт, который будет получен», – сказал вице-президент Астраханского отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Алексей Резников.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области Юлия Назарова отметила слабую позицию проекта: «Обе модели конкуренции имеют один существенный недостаток – отсутствие нормативно-правовой базы. Без неё проведение реформ может привести к хаосу в транспортной деятельности РЖД».

По мнению участников совещания, при подготовке нормативной базы следует учесть опыт взаимодействия РЖД с компаниями-операторами подвижного состава, которые работают на не принадлежащей им инфраструктуре. «У нас есть примеры операторов, доказавших свою нужность и продемонстрировавших высокую социальную ответственность и добросовестность в работе. Однако таких партнёров из общего числа собственников не так много, как хотелось бы», – отметил и.о. начальника ПривЖД Владимир Герус. По его словам, появление большого количества операторов подвижного состава, которые руководствуются узкими коммерческими интересами, привело к частичному переключению объёмов погрузки на автотранспорт. Так, дорога потеряла в погрузке инертных грузов более 200 тыс. тонн в год, а перевозка овоще-бахчевой продукции после передачи в 2011 году крытых вагонов в собственность операторов сократилась на 30%.

Сергей Кез,
Инга Быкова,
собкоры «Гудка»
Иркутск, Саратов




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31