06 августа 2020 16:50

До суда не доведут

ФСТ станет посредником в спорах регионов с пригородными перевозчиками

Госдума приняла закон о наделении Федеральной службы по тарифам полномочиями решать споры между регионами и железнодорожниками при организации пригородного сообщения.
Споры, возникающие при установке экономически обусловленного уровня тарифов на пассажирские пригородные перевозки, снова будут решаться на федеральном уровне. С 2011 года организация пригородных перевозок осуществлялась по прямой договорённости между региональными властями и компаниями-перевозчиками. Однако, как показала практика, наладить эффективное взаимодействие удалось далеко не во всех регионах страны. Разногласия по поводу размера компенсаций со стороны местных бюджетов привели к накоплению огромных долгов и резкому снижению объёмов перевозок.

После восстановления движения электричек правительством Российской Федерации было принято решение наделить ФСТ новыми функциями. Это ведомство должно разработать методику расчёта экономически обоснованного уровня затрат перевозчика. Оно будет и следить, чтобы региональные власти планировали в своём бюджете объём компенсаций, руководствуясь установленными тарифами.

Сегодня, по словам автора законопроекта – главы комитета Госдумы по транспорту Евгения Москвичева, «абсолютное большинство субъектов РФ устанавливают тарифы для населения ниже экономически обоснованного уровня». Чтобы платить перевозчику меньше, они намеренно занижают этот уровень и не оплачивают работу компании в полной мере, ссылаясь на непрозрачность её расчётов. После вступления в силу нового закона ФСТ будет выступать третейским судьёй в подобных спорах.
– Сегодня субъекты Федерации зачастую подгоняют тарифное решение под свои финансовые возможности, – говорит начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Алексей Белянкин. – Теперь же ФСТ России сможет урегулировать разногласия между перевозчиками и региональными регуляторами до принятия тарифного решения. Эта мера эффективная, однако нужны и долгосрочные решения. Сегодня у нас действуют льготы по ставкам НДС и тарифу на оплату инфраструктуры. Но это только на один-два года. Поэтому важно за это время выстроить новую продуктивную модель организации пригородного пассажирского сообщения по всей стране.

Весной, когда только предлагалось наделить ФСТ новыми полномочиями, вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович подчёркивал, что это временное решение проблемы.
– Мы должны отрегулировать эту сферу, – сказал он, – и в дальнейшем вернуться уже к полномочиям регионов, поскольку именно они отвечают за пригородное железнодорожное сообщение. Но на ближайшие три года мы должны будем отрегулировать ситуацию именно на федеральном уровне. Все необходимые решения и методики должны быть в ускоренном порядке разработаны и приняты.

По новому закону Федеральная служба по тарифам сама будет определять порядок разрешения споров. Кроме того, ведомство должно разработать ещё одну методику – по установлению ставок на аренду подвижного состава ОАО «РЖД» пригородными пассажирскими компаниями.

Наталья Цыплева



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31