05 июня 2020 12:11

Прямая речь

Александр Клим, консультант Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП)

Железнодорожные администрации стран зачастую не могут договориться об уровне взаимных уступок в части тарифной политики в международном сообщении. К примеру, сквозная ставка для экспедиторов действует только в рамках китайского транзита, а в остальных перевозках она не работает. С точки зрения грузоотправителя, этот инструмент неэффективен, поскольку все попытки добиться сквозной ставки при перевозке из Казахстана в Европу не увенчались успехом.

Однако наметился колоссальный сдвиг во взаимопонимании грузоотправителей и администраций железных дорог. За последние 2 года ЕЭК, РЖД и КТЖ («Казахстан темир жолы») идут на уступки грузоотправителям – удаётся достигнуть своих интересов, но не только соблюдением балансов между грузоотправителями и администрациями.

Очевидно, что меньшая цена перевозки для грузоотправителя – это выпадающий доход железнодорожной администрации. Но в то же время в руках грузоотправителей набор инструментов, позволяющих понизить тарифы. РЖД предлагают трёхставочный тариф, групповые маршруты отправки и два вида начисления проездных платежей, каждый из которых предусматривает механизмы дифференциации. В КТЖ таких мер заметно меньше, но есть видимая заинтересованность администраций в увеличении грузопотока, стабильности и улучшении качества обслуживания клиентов.

В 2014 году при переходе с унифицированного тарифа КТЖ и РЖД добились применения понижающих коэффициентов (0,475) по казахстанскому углю, маршрутных отправок контейнерных поездов и трёхставочных тарифов (применяется для перевозки контейнеров (гружёных и порожних) в составе контейнерного поезда и рассчитывается для всего состава), что создало сопоставимые условия.

При этом существуют и проблемы: например, в некоторых направлениях даже такие меры не дали необходимого эффекта – эластичности. А именно возможности экспорта через российские порты Дальнего Востока. Но при подписании документов по ЕАЭС эти позиции учли и реализовали. Таким образом, в договоре появилась запись о применении внутренних тарифообразующих элементов при подобной перевозке.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31