07 декабря 2019 10:05

Альтернативы паромам пока нет

Строительство моста через Керченский пролив – ключевой, но далеко не единственный вопрос развития транспортных связей полуострова Крым с материковой частью страны.
На юге России наблюдается стабильный рост экспортных перевозок в адрес портов Азово-Черноморского бассейна. По прогнозам, к 2020 году объём грузопотока составит до 120 млн тонн. Между тем протяжённость «узких мест» на Северо-Кавказской железной дороге составляет уже более 800 км, что привело к снижению провозной способности ряда направлений и задержкам поездов на подходах к портам. Решение проблемы лежит в двух плоскостях: усилении инфраструктуры и пропуске поездов повышенного веса. Начиная с 2007 года ОАО «РЖД» реализует два инвестиционных проекта по комплексной реконструкции участков Котельниково – Тихорецкая – 9-й км и 9-й км – Юровский – Анапа – Темрюк – Кавказ. Всего запланировано построить 470 км вторых главных путей, удлинить на станциях приёмо-отправочные пути до 1050 м и построить обход Краснодарского узла протяжённостью около 70 км. На данный момент уже построено и введено в эксплуатацию 243 км вторых главных путей. Реконструкция позволит организовать вождение поездов весом 6000 тонн на всём протяжении главных путей в Новороссийск, Тамань, Кавказ.

Анализ организации прямого сообщения с Крымом с помощью паромных переправ через Керченский пролив показал, что их мощности явно не хватает, нужна комплексная реконструкция. Необходимы дополнительные причалы и паромы. До тех пор пока не будет построен мостовой переход через Керченский пролив, альтернативы данному виду сообщения нет.

В связи с этим возрастает нагрузка на Северо-Кавказскую железную дорогу. Сегодня сотни вагонов, адресованных в Крым, простаивают в ожидании переправы на её путях.

Нуждается в модернизации и Крымская железная дорога. По российским меркам она невелика. Её эксплуатационная длина – всего 629,3 км, из которых 500 км однопутных участков и 128,4 км двухпутных. При этом электрифицировано только 264 км пути. Большой проблемой является то, что просрочены различные виды ремонта на большей части путей. Кроме того, необходимо приведение инфраструктуры в соответствие с требованиями ПТЭ РЖД.

Как сообщил начальник ГУП РК «Крымская железная дорога» Алексей Черняев, по поручению Министерства транспорта РФ уже разработан проект генеральной схемы развития инфраструктуры Крымской железной дороги на период 2015–2020 годов. Но есть сложности и с тяговой техникой. В приписном парке дороги насчитывается 27 грузовых электровозов ВЛ8, 2 пассажирских электровоза ЧС2, 66 маневровых тепловозов серии ЧМЭ3, 37 грузовых магистральных тепловозов серии 2ТЭ116. Однако 9 электровозов уже подлежат выводу из эксплуатации, а к концу текущего года к ним добавятся ещё 10 электровозов. С тепловозным парком ситуация не лучше: в 2014 году исчерпан ресурс 24 тепловозов, а к 2017 году закончится нормативный срок эксплуатации оставшихся 13 локомотивов. Руководство дороги наметило программу по замене подвижного состава.

В прошлом году был подписан договор с ОАО «РЖД» на аренду 26 электровозов и 6 тепловозов. В настоящее время в пассажирском движении используются 6 электровозов и 6 тепловозов.

Но самая большая проблема состоит в том, что в прошлом году на Крымской дороге произошло значительное – до 73% – снижение грузооборота. Резко снизились и доходы. Причина кроется в том, что не был решён вопрос распределения доходов от перевозок с железнодорожной администрацией Украины. Объём затрат дороги на перевозку грузов и пассажиров на Украину и обратно составил более 1,5 млрд руб., взимание провозной платы производилось «Укрзализныцей» в полном объёме за всё расстояние перевозки, в том числе по территории Республики Крым. А с декабря 2014-го железнодорожное сообщение было прервано. Кроме того, прекратилась перевалка грузов в портах и на припортовых терминалах Керченского торгового и рыбного портов, Севастопольского рыбного порта, ЗАО СК «Авлита», ООО «Югторсан», ГП «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами».

Привлечь грузовладельцев могут расчёты провозных платежей, которые с 23 июня 2014 года производятся по тарифам, установленным для российских железных дорог, с понижающими коэффициентами.

На наш взгляд, все намеченные мероприятия актуальны не только для обеспечения потребностей Республики Крым, но и для торговых взаимоотношений России с государствами Азии и Европы.

Виктор Зубков,
д.т.н., профессор РГУПСа



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Выбор редакции

Летний призыв