12 декабря 2019 01:55

Защитить от человеческого фактора

Для борьбы с расхитителями грузов транспортные полицейские используют беспилотники

В этом году уникальное подразделение МВД – Отдел организации борьбы с преступными посягательствами на грузы (ООБППГ) – отмечает 35-летие. Его начальник полковник полиции Валерий Маркаров рассказал об основных аспектах работы отдела.
– Почему 35 лет назад возникла необходимость в специализированном подразделении?
– В конце 1970-х годов потери от несохранных перевозок грузов на транспорте значительно увеличились. Ведомственная охрана в силу своей малочисленности не справлялась с поставленными задачами. Правоохранительные органы на транспорте тоже работали в данном направлении, но, учитывая масштабы страны, раскрывать кражи грузов было сложно.
И вот в 1980 году появилась единая специализированная служба борьбы с преступными посягательствами на грузы, которой одновременно поручили и выявление, и раскрытие всех видов преступлений в сфере грузовых перевозок. С тех пор многое изменилось, однако опыт функционирования службы показывает её целесообразность. Например, за 2014 год раскрываемость преступлений в сфере краж грузов составила 71,8%, что в абсолютных цифрах составляет 2816 преступлений.

– Какие грузы самые привлекательные для расхитителей? В каких регионах обстановка наиболее сложная?
– Уносят то, что можно легко сбыть. В первую очередь это металлы, сдаваемые в приёмные пункты, нефтепродукты (бензин, дизельное топливо), различные виды товаров народного потребления (бытовая техника, одежда, продукты). А если говорить о регионах, то здесь статистика подразделяется по характеру похищаемой продукции. Проблемы с сохранностью нефтепродуктов возникают на Октябрьской, Московской, Горьковской и Северо-Кавказской дорогах. А вот металлы чаще всего похищают на Южно-Уральской, Юго-Восточной, Западно-Сибирской и Забайкальской.

– Что провоцирует кражи?
– Пожалуй, главная причина – неблагоприятная социально-экономическая ситуация в некоторых регионах. У людей нет работы, а жить им как-то надо. Вот они и идут туда, где практически гарантированно можно поживиться. Более половины краж совершается безработными гражданами. Другим фактором можно назвать легкодоступность некоторых видов грузов. Например, металлолом, чугун, различные металлические изделия идут в открытых полувагонах, и гарантировать сохранность тут очень сложно. Приходится констатировать, что за кражи грузов из подвижного состава мы нередко задерживаем работников железнодорожного транспорта и ведомственной охраны. К условиям, способствующим хищениям, я бы отнёс несовершенство технологических процессов принятия к перевозке и под охрану металлов – это приводит к злоупотреблению служебным положением работников заводов, дороги и ведомственной охраны. Эти же проблемы характерны и для перевозок нефтепродуктов. До сих пор не решена проблема коммерческого осмотра цистерн путём внедрения автоматизированных систем контроля за подвижным составом на сети железных дорог. Причина – регулярные сбои в работе этих систем, а также их длительное отключение на профилактику. Также стандартные системы видеонаблюдения не фиксируют такие коммерческие браки, как подмена и замаскированное повреждение запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ). Значительно затруднена работа Автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов в зимний период.

– Принимаете ли вы участие в нормотворческой деятельности?
– Постоянно. Работа ГУТ МВД по обеспечению сохранности перевозимых грузов железнодорожным транспортом строится в тесном взаимодействии с ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» (ВО ЖДТ), Минтрансом и ОАО «РЖД». В 2014 году в результате совместной работы был разработан и принят приказ Росжелдора и МВД от 22.08.2014 № 329/724 «Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных подразделений ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта с органами внутренних дел Российской Федерации». Проведена значительная работа по модернизации приказа МПС от 18.06. 2003 № 38 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны». Обновлённый документ, в частности, вносит изменения в Перечень грузов, требующих сменного и постоянного сопровождения и охраны в пути следования.
Также в феврале текущего года был одобрен проект распоряжения правительства об утверждении перечня специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих сопровождению подразделениями ведомственной охраны Росжелдора с проездом наряда в нерабочей кабине локомотива. Инициатором принятия данного постановления является Минтранс.

– Используются ли для защиты от преступных посягательств высокие технологии?
– Совместно с ФГП «ВО ЖДТ», ОАО «РЖД» и производителями ЗПУ в рамках межведомственной комиссии мы регулярно обсуждаем конструктивные недостатки используемых запорно-пломбировочных устройств, проблемы их учёта и утилизации. А в 2014 году проведены пробные испытания электронных ЗПУ, которые показали, что в ближайшем будущем они могут быть востребованы как при перевозках грузов ускоренными контейнерными поездами, так и на других подвижных единицах. Внедрение технических средств и новых технологий, таких как электронные ЗПУ, средства дистанционного контроля, связанные с системами GPS/ГЛОНАСС, в ближайшем будущем повысит надёжность и эффективность охраны грузов, а также позволит исключить влияние человеческого фактора.
В 2014 году наша служба начала взаимодействие с авиационным отрядом специального назначения «Ястреб» МВД, который располагает парком беспилотных летательных аппаратов с функцией фото- и видеосъёмки. При раскрытии преступлений в сфере грузовых перевозок такое сотрудничество будет очень продуктивным. Мы получили возможность документальной фиксации действий фигурантов, совершающих хищения. Положительные примеры использования БПЛА уже есть. Процесс хищения был снят с воздуха практически от начала до конца. Полученные материалы будут использоваться в качестве дополнительных доказательств преступной деятельности. Надеемся, что возможности применения БПЛА в нашей работе будут только расширяться.

– Проявляют ли грузоотправители деятельную заинтересованность в сохранности грузов или чаще уповают на полицию и ведомственную охрану?
– Да, владельцы грузов очень заинтересованы в неприкосновенности своего имущества. Понятно, что они стараются найти оптимальные варианты соответствия цены и качества охранных услуг. Тем более что сейчас есть возможность заключения договора на охрану грузов с частными охранными организациями.

– Как вы оцениваете возможность либерализации, то есть прихода частных фирм на рынок услуг по охране и сопровождению грузов?
– Если говорить о либерализации, то наша позиция остаётся постоянной: с учётом складывающейся политической и экономической ситуации вокруг нашей страны говорить о либерализации данного рынка услуг преждевременно. Изменения в данной сфере услуг должны происходить постепенно, а количество структур, занимающихся охраной грузов на железнодорожном транспорте, – ограничено.

Беседовала
Елена Демиденко



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Выбор редакции

Летний призыв